Главная страница - Публикации

Электронные щипачи полюбили VIРов



О мошенничествах с пластиковыми карточками не любят говорить ни банкиры, ни работники платежных систем. Тем более они предпочитают не называть цифры. Однако, по нашим данным, жертвами мошенников все чаще становятся обладатели "золотых" пластиковых карт. Наиболее распространенный вид "карточного" мошенничества - это создание так называемых клонов. Мошенники считывают с магнитной полосы карты владельца секретную информацию в ресторанах, других местах, где клиент теряет карту из поля зрения. В одном из московских банков сказали, что клиент уверен, что карту считали в фитнес-центре. Затем украденную информацию наносят на вполне легальный кусочек пластика с данными того, кто будет совершать покупки, в то время как кредитка лежит в кошельке законного владельца. Платежные системы не раскрывают статистику по мошенничествам с кредитными картами. В VISA International, например, "Финансовым Известиям" сообщили, что в мире мошенничества по картам VISA составляют 8 центов на 100 долларов. Более подробную информацию скрывают, чтобы, как выразились в компании, "не показывать мошенникам, где непаханое поле". По неофициальным данным, примерно каждый двенадцатый владелец карты стал жертвой "карточных" мошенников. Официальная статистика показывает, что все нормально. На прошлой неделе зампред ЦБ Михаил Сенаторов сообщил, что сейчас в России пластиковыми картами пользуются около 15 млн человек. А по данным ГУБЭП МВД РФ, за прошлый год по всей территории России было выявлено 855 преступлений, совершенных с использованием платежных пластиковых карт. Это в 6 раз больше, чем в 1998 году, зато на 41% меньше, чем в 2001-м. Однако в частных разговорах банкиры рассказывают, что мошенничества если и снизились, то стали избирательнее. Теперь злоумышленников интересуют в основном "золотые" карты. Интерес к "золотым" карточкам объясняется тем, что на них по определению много денег (большой кредитный лимит). К тому же "мошенники предполагают, что владельцы "голдов" наименее склонны выверять выписки", объяснил нам специалист по безопасности одного из московских банков. Конечно, у банкиров есть программы защиты от мошенников. По принципу это конструктор, где задается алгоритм обычных действий с картой. Если программа сталкивается с нетипичной операцией, она сигнализирует. Но дальше решение должен принимать человек. Блокировать карточку "золотого" клиента по одному подозрению глупо, а выяснять его обстоятельства сложно. В одном из банков нам рассказали трогательную историю: "По "золотой" карточке нашего известного клиента из Гонконга прошла операция, которая показалась подозрительной. Человек, отвечающий за безопасность платежей, позвонил в офис клиента, и секретарь сказала, что он улетел, и как раз в Гонконг. Самое обидное, что клиент улетел в Тайвань, а мониторинг все показал правильно". Блокировать же карту банкиры решаются только в случаях явного подбора суммы - от большего к меньшему. Крупные эмитенты предпочитают не обсуждать проблему, говоря, что у них все нормально. Чтобы конкурировать с монстрами, небольшим банкам приходится думать о технологиях и повышать безопасность на понятном клиенту уровне. Так, в СДМ-банке запускают отправку SМS-уведомления о проведенных операциях по карте банка на мобильный телефон клиента. "У меня на телефоне эта функция стоит в тестовом режиме, - говорит вице-президент СДМ-банка Дмитрий Осипов. - Сообщение приходит сразу: место - страна и торговая точка - и сумма. Поскольку за день обычно карточкой пользуются 2-3 раза, получение сообщений неудобств не доставляет. Тем, кому доставляет, можно установить фильтры на операции по снятию наличных - они безрисковые". Заявленная платежными системами цель - переход на чиповые технологии - не панацея. "Толку в чиповых картах почти никакого, пока все точки приема не перейдут на чипы, - объяснил руководитель пластикового направления крупного московского банка. - Чип подделать невозможно, однако на всех этих картах присутствует магнитная полоса для того, чтобы была возможность их обрабатывать там, где устройство не принимает чип. Мошенник находит точку, где не принимают чип, и - все то же самое". В принципе владельцы карт если и страдают, то не материально. Если клиент обнаруживает, что прошло мошенничество, он приносит заявление в банк-эмитент. "В таких случаях банк начинает процедуру charge back, - объяснили в Пробизнесбанке. - Если обнаруживается, что данные платежи не были инициированы клиентом, банк восстанавливает исчезнувшую сумму". Однако сам процесс может быть длинным и неприятным.

"Финансовые известия",11.02.03




Похожие по содержанию материалы раздела: Пожарный сшил специальный карман для взяток ПРИСЯГА НА ПОЛСТАВКИ Заботиться о сохранности грузов Старший Брат знает о тебе Тайны природы Все рвутся на финансовый фронт ОХРАННИКИ НАШЛИ СТРАХОВЩИКОВ Для удобства пассажиров Бизнесмен закрыл дверь перед киллером "1С:ПРЕДПРИЯТИЕ" ДЛЯ ОТДЕЛА ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ На химобъекты готовят нападение Милицейско-кассовый узел Свадьба в кольце охраны Остоженка стала самым престижным районом Москвы О создании системы обеспечения безопасности города Новый виток спирали, или Перемена мест слагаемых "Добро пожаловать, господин Маузер!" ОХРАННЫЕ АГЕНТСТВА УСТРОИЛИ АТАКУ НА ВЛАСТЬ ИНДИЙСКИЕ ХАКЕРЫ АТАКУЮТ ПАКИСТАН

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация