Главная страница - Публикации

ВСЕ ВКЛЮЧЕНО



Покупая хлеб в супермаркете, мы платим одновременно за камеры наблюдения и роту охранников. Ради чего? Цены в магазинах буквально на все потребительские товары продолжают свой безостановочный рост. Почему? Если задать этот вопрос владельцам магазинов, ответ будет стандартный: общая инфляция, повышение арендной платы, рост коммунальных тарифов... Но это не вся правда: сами торговцы норовят заложить в цену товара все свои потери и издержки. В том числе и те, которые абсолютно не нужны покупателю... ПЛЮС ОХРАНА. Покупать в магазинах самообслуживания - одно удовольствие. Между стеллажами прохаживаются услужливые продавцы, за кассами симпатичные девушки демонстрируют небывалую ловкость рук. Благостную картину омрачают парни в черном - охрана. Но охранники - лишь верхушка айсберга, именуемого системой безопасности. "Основные категории магазинных воров, если исключить грабителей, это покупатели, персонал (кассиры, офисные работники, кладовщики, экспедиторы, грузчики), поставщики и даже сами охранники, - рассказывает эксперт "Центра безопасности торговли" Вадим Комаров. - Причем персонал может нанести убытка больше, чем посторонние". "Больше" - это, по данным охранных агентств, до 80 проц. Владельцы магазинов называют цифру 50 проц. У каждой категории работников магазина - своя технология воровства. До 30 проц. убытков от краж наносят кассиры: обслуживая покупателя-подельника, они снимают с товара защиту, но чек не пробивают. Менеджеры, регулирующие торговые потоки, не доносят товар до торгового зала. Кладовщики и экспедиторы вступают в сговор с поставщиком и "принимают" то, что не было поставлено. Продавцы-консультанты в зале, подобно вороватым покупателям, "на себе" выносят товар за пределы охраняемой зоны. Чтобы предотвратить все это, магазин оснащают не хуже иного банка. Камеры, следящие за залом, за каждой кассой, складами, подсобками, и мониторы, на которые без роздыху глядят сотрудники службы безопасности. Системы контроля доступа персонала в помещения, например, чтобы продавец или уборщица ни в коем случае не попали на склад. Техника, контролирующая кассовые аппараты. Дальше: охранная сигнализация; система оповещения и оперативной связи; второй, третий дубли магнитных защит на товаре. А еще тренинги персонала, технические аудиты приглашенными специалистами, чтобы глаз не замыливался. Так называемые агенты-контролеры, которые под видом покупателей бродят по торговому залу, следят за кассирами и ассистентами, выкладывающими товар. Подсобники, которые целыми днями крепят к товару защитные элементы. И многое другое. Можно попробовать подсчитать, в какую сумму обходится вся эта махина людей и техники. Площади магазинов и уровень тревожности владельцев разные, поэтому возьмем несколько базовых цифр. Средний монитор стоит около 500 долларов, камера - 200. Плюс крепления, кожухи, консоли, сотовая или радиосвязь. Если взять для примера средних размеров магазин с оптимальной системой безопасности, то его техническая оснастка обойдется, по мнению Вадима Комарова, в 20 000 - 30 000 долларов. Небольшой магазин "отбивает" первоначальные расходы на безопасность за 3,5 - 4 года. Крупный супермаркет - за 2 года. Но есть еще и ежемесячные траты. Зарплата нелицензированного охранника (безоружного, не имеющего права задерживать граждан) - 5000 - 8000 рублей. Лицензированного - 6000-12000. Руководитель службы безопасности относится к топ-менеджменту и зарабатывает от 800 до 3000 долларов. Техника требует ремонта и расходных материалов - на это уходят несколько сотен долларов в месяц. А результат? Увы. Даже максимально предусмотрительная система безопасности не в состоянии снизить потери магазина от краж ниже чем до 0,1 - 0,5 процента от оборота. Все это - торговые издержки, и их размер заложен в цену каждой товарной единицы. Какую конкретно долю цены составляют эти расходы - коммерческая тайна. Владельцы магазинов молчат, специалисты по безопасности не знают. Независимых исследований нет. Но если покупатель Иванов не ворует в магазинах, то с какой стати он должен оплачивать украденное покупателем Петровым, менеджером Сидоровым и защиту от краж со стороны обаятельной кассирши? ПЛЮС НЕЛИКВИДНАЯ ЛОШАДЬ. Зачем продавцу скидки? Чтобы избавиться от товарных остатков (стоков). Чтобы раскрутить новую марку. Чтобы расширить клиентуру. Но вот вопрос: насколько эти скидки реальны? Небольшой магазинчик принадлежностей дамского рукоделия. Екатерина Голубева, хозяйка магазина, утверждает, что наше население настолько доверяет волшебному слову "скидка", что торговцам просто грех не извлечь из этого прибыль. - Я сделала новогоднюю скидку на дорогие ходовые товары, а на неходовые повысила цену. Но продавала их в "новогоднем комплекте". В результате избавилась от "висяка" и увеличила выручку, - говорит Екатерина. Екатерина сформировала несколько вариантов так называемых подарочных комплектов из наборов для вышивания. Пример. Ходовые "хищники" - 305 рублей (скидка 90), неходовая "лошадь" - 194 при обычной цене 147 рублей, "открытка" с новогодней тематикой - 82 рубля (остальные "открытки" - 67). Цена такого комплекта - 588 рублей, включая бумажную упаковку себестоимостью 7 рублей. Все то же самое, но не в комплекте и без упаковки по обычным ценам она продала бы за 509. Покупательницы не могли устоять против резко подешевевших "волков", "леопардов" и "живописи". А "лошадь", которая была не нужна и по 147, брали за 194 в комплекте. В нашем случае легко увидеть, как скидку на один товар продавец компенсировал удорожанием другого. Однако чаще всего эта операция в глаза не бросается. ПЛЮС УЦЕНКА. Если говорить об одежде и обуви, то из каждой поставки у продавца "зависает" от 30 до 70 проц. изделий. Их уценяют, а убытки покрывают за счет ценовой накрутки на ходовой товар. Заоблачные цены в так называемых бутиках зачастую объясняются именно этим. Похожая ситуация с уценкой брака. "У нас есть специальные отделы некондиционных товаров, где продается техника, пострадавшая во время транспортировки - в основном с вмятинами и царапинами на корпусе. Уценка достигает 50 проц., - рассказывает Мария Белан, руководитель пиар-службы "М-Видео". - Но убытков в связи с этим мы не несем, потому что в нашу цену на кондиционные товары уже заложен этот процент брака". Еще более активно этот метод применяется в магазинах, где торгуют скоропортящимися товарами. "Открыли мы овощной отдел, - вспоминает бывший замдиректора гастронома. - За рабочую смену выбраковывали до 50 кг картошки, столько же яблок. Сумму потерь, естественно, раскидывали на экзотику. В итоге наценка, например, на зимнюю клубнику составляла 150 проц.". " " ". Бороться с такими "накрутками" невозможно: за руку торговцев не поймать. Но стоит иметь в виду, что более высокая по сравнению с другими магазинами цена на один и тот же товар отнюдь не гарантирует его особого качества. Зато заставляет задуматься, что в этой торговой точке в цену "все включено": и дорогостоящая охрана, и сезонные уценки, и бесплатная раздача сувениров во время рекламных кампаний. Зачем вам магазин, который решает свои проблемы за ваш счет? Присмотритесь, не слишком ли много вокруг камер видеонаблюдения и витрин с уцененным товаром. И делайте правильный выбор.

ЮЛИЯ ИГНАТЬЕВА. "Московские новости",18.02.03




Похожие по содержанию материалы раздела: На химобъекты готовят нападение Милицейско-кассовый узел Свадьба в кольце охраны Остоженка стала самым престижным районом Москвы О создании системы обеспечения безопасности города Новый виток спирали, или Перемена мест слагаемых "Добро пожаловать, господин Маузер!" ОХРАННЫЕ АГЕНТСТВА УСТРОИЛИ АТАКУ НА ВЛАСТЬ ИНДИЙСКИЕ ХАКЕРЫ АТАКУЮТ ПАКИСТАН Охранники пуговиц Ночным захватом предприятия руководил... чиновник ПОЖАРНЫЕ ПЕРЕСАЖИВАЮТСЯ НА МИКРОАВТОБУСЫ Безопасность превыше всего Говори - не бойся Взяли под охрану Банкомат будет сообщать, каким инструментом его взламывают Первый отдел при капитализме У Москвы появилась экономическая контрразведка Всем миром против террора

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация