Главная страница - Публикации

Греф требует от Касьянова гласности



В распоряжение "НГ" попал сенсационный по содержанию проект Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства и федеральных органов исполнительной власти". Этот проект, подготовленный Министерством экономического развития, является одним из краеугольных камней административной реформы в России, о которой много говорят, но все никак не приступят. Речь идет о том, что деятельность органов исполнительной власти после реформы должна наконец стать прозрачной и доступной для общественного надзора. По сути, ведомство Грефа на новом витке истории подхватило горбачевский тезис о том, что для перестройки необходима гласность. Закон устанавливает перечень сведений (из более 50 пунктов), которые должны, по задумке идеологов административной реформы, стать достоянием общественности. От заказчиков и головных исполнителей федеральных программ - до объема их финансирования, от условий тендеров и аукционов - до протоколов заседаний конкурсных комиссий. Рассказать придется и о том, как и на что расходуется иностранная помощь, с какими международными организациями сотрудничает власть. Авторы проекта явно торопятся. Уже к 1 ноября 2003 года, как гласит проект постановления кабинета министров по данному закону, три ведомства - Минэкономразвития, Минпечати и Федеральное агентство по связи и информатизации - совместно с аппаратом правительства должны отчитаться о первых итогах реализации реформы. А переходный период для вступления закона в силу и приведения в соответствие с ним всех прочих нормативных актов заканчивается в 2005 году. Дело в том, что именно реализация административной реформы является одним из условий вступления России в ВТО. Причем к данному закону у наших западных партнеров особо пристальное внимание. По данным "НГ", для его продвижения европейские структуры готовы оказать весьма существенную экономическую помощь. Только из Евросоюза, в том числе по программе ТАСИС, на реформу "гласности" должно поступить 49 миллионов евро. Перечисление средств уже началось. Но сроки явно срываются. Амбициозные планы Германа Грефа и его коллег сталкиваются с серьезным сопротивлением других чиновников. 63-страничный документ пережил уже три голосования в кабинете министров. На третий раз постановление по "закону Грефа" (как его уже называют) приняли лишь "в целом". Представители многих министерств не скрывают, что до подписания документа Касьяновым и последующего рассмотрения закона в Думе постараются вынуть из него особо "опасные" для себя пункты. По словам сторонников реформы, их оппоненты выдвигают самые разные и подчас не слишком убедительные аргументы. Например, МЧС в своем заключении утверждает, что только объем новой информации, помещенной в компьютер, "перегрузит интернет и затруднит гражданам поиск". Минтруд боится вводить людей в заблуждение "публикацией вакансий". Антимонопольное ведомство Ильи Южанова сомневается в пользе огласки хозяйственных договоров. А вице-премьер Алексей Кудрин переживает за то, смогут ли граждане понять литературно необработанную речь государственных мужей (законопроект обязывает публиковать выступления и протоколы заседаний). Среди общих опасений - возможное давление на конкурсные комиссии, нехватка денег и угроза госбезопасности. Впрочем, основным принципом закона как раз и названо "обеспечение безопасности личности, общества и государства". Закон дает и возможность пополнить прохудившиеся бюджеты: если предоставление информационных услуг потребует "тиражирование, доставку и затраты на поиск", то автор запроса будет обязан заплатить. Как отмечают инициаторы законопроекта, против "общедоступности" выступают практически все гражданские министерства. Их очень волнует перспектива вскрытия распоряжений, где фигурируют суммы сделок и имена исполнителей. А вот у силовиков, напротив, весьма сдержанная позиция. Возможно, объясняется она тем, что их деятельность почти полностью подпадает под закон о гостайне: на документы, стоящие под грифом "секретно", инициативы Германа Грефа не распространяются. Умы чиновников будоражат и возможные кары за чрезмерную закрытость. За соответствующие действия (бездействие) госорганы понесут дисциплинарную, административную, гражданскую и даже уголовную ответственность. Правда, конкретные штрафы и сроки пока не указываются. Надзор за исполнением "прав граждан" закон вверяет Генпрокуратуре и ее территориальным подразделениям. А вот контроль "за правом доступа" к информации - неким "полномочным лицам". Кто они - тоже не расшифровывается. Зато указаны механизмы защиты государства от чрезмерной любознательности общества. Отказать в информации, например, разрешено, если "нет возможности определить адрес получателя" или запрос составлен неясно. Общество при этом разделяется на простых граждан и журналистов. В частности, действие закона не распространяется на "редакции СМИ, если доступ к информации осуществляется способом, не предусмотренным настоящим законом". Видимо, имеются в виду журналистские расследования. Какую информацию о себе обязуются предоставлять чиновники. Кадровый состав бюрократии и взаимоотношения с гражданами. Обнародуется весь имеющийся перечень кадрового состава: должностей, лиц, их замещающих (имена и биографические данные), существующих вакансий, сведения о порядке зачисления на госслужбу, условия участия в конкурсе на замещение вакансий, результаты конкурса, сведения о новых лицах, зачисленных на госслужбу. Структура и задачи органов исполнительной власти. В обязательном порядке оглашаются сведения о структуре, целях и основных задачах министерств, ведомств, госкомитетов и их региональных подразделений, заказчиков и головных исполнителей программ, сроках и ожидаемых результатах, объемах их финансирования и исполнения бюджета. Деятельность госчиновников, ее проверка. Огласке подлежит вся информация об участии сотрудников министерств и ведомств в заседаниях, совещаниях, встречах, конференциях, их местных и зарубежных поездках, их сотрудничестве (контактах) с политическими партиями, общественными организациями, зарубежными партнерами. Публикуются сведения о решениях, принятых на заседаниях, а также результат их рассмотрения. Обнародуется полная информация о том, кого и как проверяют госслужащие, а также о том, кто и как проверяет их, о результатах этих проверок. Экономическая деятельность министерств и ведомств. Обнародуются перечни и существенные условия договоров гражданско-правового характера, сведения об открытых конкурсах, тендерах, аукционах и экспертизах на поставку товаров для нужд государства, условиях их проведения, а также составы конкурсных комиссий, протоколы их заседаний. Раскрывается содержание всевозможных распоряжений, инструкций, экспертиз на поставку товаров. Огласке подлежит информация о размере и источниках предоставления иностранной помощи, о международных организациях, с которыми сотрудничают отечественные органы власти. Кроме того, тексты международных соглашений и договоров. Законотворческая деятельность госчиновников. Полностью публикуются не только все принятые законодательные и нормативные акты, но и их проекты, принятые и вносимые поправки, акты, обжалованные в суде и отмененные судом, все отзывы должностных лиц на законодательные инициативы.

Светлана Офитова. "Независимая газета",27.02.03




Похожие по содержанию материалы раздела: Удаленный доступ Москва обзавелась службой экономической безопасности Власти опять в стороне Меры, предусмотренные программой защиты свидетелей Зверский режим подземки ЗАПИСКИ КОНСЬЕРЖКИ Начинаются облавы на педагогов-взяточников День чекиста Труд без охраны НАУФОР СОЗДАСТ БАЗУ СХЕМ МОШЕННИЧЕСТВА ГОСТЕХКОМИССИИ РОССИИ ПРОВЕДЕТ СЕРТИФИКАЦИЮ MICROSOFT WINDOWS ПО ЗАЩИТЕ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА Новые ГОСТы информационной безопасности ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЯМ МАП СНИЗИЛ ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ БАНКОМАТОВ Школу осилит имущий Посчитаем? Телохранитель в законе Конкурс пожарной песни Охранника премируют в... милиции ДЕТЕКТИВ-ШОУ

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация