Главная страница - Публикации

Время воровать



На Западе компании, стремительно развивавшиеся во время экономического бума, сегодня вынуждены сокращать расходы и распродавать свои активы с той же скоростью, с какой они их приобретали. В такие периоды резко возрастают потери компаний от мошенничества персонала. Во время ликвидации одного из промышленных предприятий в штате Огайо обнаружилось, что работники успели растащить оборудования на сумму $100 000. Один из предприимчивых сотрудников компании Motorola после увольнения сохранил пропуск. Прежде чем его схватили за руку, он успел наворовать с родного предприятия в городе Оук-Хиллз, штат Техас, компьютерного оборудования на сумму $445 549. В ситуации экономической нестабильности люди чувствуют себя менее защищенными и начинают растаскивать родную компанию в бессознательной уверенности, что воровство вполне дозволенный способ компенсировать ущерб. Больше всего "внутренних грабителей" интересует информация и все, что с ней связано. Предприимчивые сотрудники снимают с корпоративных серверов процессоры, копируют базы данных со списками клиентуры, снабжают конкурентов информацией из отдела разработок, не говоря уже о таком незатейливом мошенничестве, как перевод денег компании на собственные счета. При этом основной ущерб от корпоративного воровства даже не материальный - страдает репутация компании, считает Питер Клэй, консультант из компании PAConsulting Group. По его мнению, неэтичное поведение сотрудников может создать впечатление, что "в бизнесе компания тоже не особенно скрупулезно следует этическим нормам". По данным, опубликованным в последнем докладе KPMG Fraud Barometer, в одной только Британии в прошлом году корпоративные воры украли имущества на сумму 717 млн фунтов - в три с лишним раза больше, чем в 2001 г. , когда внутрикорпоративные кражи потянули в общей сложности на 244 млн фунтов. По мнению Дэвида Александера, сотрудника KPMG Forensic, расследующего случаи корпоративного мошенничества, на подобные неблаговидные поступки идут главным образом сотрудники, оказавшиеся в затруднительной ситуации: например, игроки или наркоманы... Как ни странно, довольно часто к мошенничеству сотрудников подталкивает стресс на рабочем месте. "Люди боятся, что не сумеют выполнить поставленную перед ними задачу, и потому принимают решение фальсифицировать, например, отчетность, - рассказывает Александер. - Часто начинается с малого, а если это проходит незамеченным, то дальше развивается по нарастающей". Как полагают в компании Risk Advisory Group, 75% внутрикорпоративных мошенников - мужчины. Каждый третий занимает менеджерскую должность. При этом длительный срок работы в корпорации вовсе не гарантия лояльности сотрудника: более половины пойманных мошенников проработали в обманутой ими компании более пяти лет. Хайтеш Пател, руководитель отдела финансовых и специальных расследований в Risk Advisory Group, утверждает, что борьба с мошенничеством - это прежде всего проблема менеджмента, а не служб безопасности. Первый шаг в этом направлении - разработать соответствующую корпоративную политику и довести ее до сведения сотрудников. Твердое намерение увольнять нарушителей или сообщать об этих случаях в полицию заставит потенциальных мошенников подумать дважды, прежде чем решиться на проступок. Во-вторых, сотрудники должны иметь возможность напрямую сообщать о случаях мошенничества высшему руководству. Причем наиболее эффективно этот способ действует при условии, что информатор имеет право сохранить анонимность. В-третьих, компании сами могут принять дополнительные меры безопасности - например, сократить количество счетов, на которых достаточно одной подписи, или ввести обязательный скрининг всех сотрудников высшего звена. От 25% до 30% всех резюме, попадающих в компанию, содержат, так сказать, неточные данные. Многие компании не дают себе труд проверять информацию, которая в них содержится. Тем не менее, утверждает Пател, деньги, потраченные на проверку данных, указанных в резюме претендентов на руководящие должности, не тратятся впустую. "Особенно сейчас, когда экономическая обстановка неблагоприятна, - говорит эксперт, - компании должны проявлять максимум осторожности". Гэри Дэйвис, профессор менеджмента в Manchester Business School, утверждает, что риск, связанный с корпоративным мошенничеством, следует рассматривать как социальную проблему. "Если в компании большое количество сотрудников испытывают дискомфорт, их долго не продвигают по службе, они начинают менее лояльно относиться к организации, и здесь-то и возникают проблемы", - говорит он. Профессор Дэйвис разработал свой способ борьбы с мошенниками. Профессор предлагает так называемый "социальный аудит" - измерять степень удовлетворенности сотрудников и степень корреляции между корпоративными ценностями и индивидуальными ценностями сотрудников. Если разница в отношении к общественному и частному велика - бдительность следует усилить. (FT, Екатерина Кудашкина).

Стивен Оверелл. "Ведомости",16.04.03




Похожие по содержанию материалы раздела: Ваша карта бита! ОБЗОР "РЫНКА" РОССИЙСКИХ КИЛЛЕРОВ. "Пиратов" тоже приглашают выйти из тени БЕЗОПАСНЫЙ СЕКС ДОРОЖЕ ЖИЗНИ В сотовых системах появились дыры Бдительность на должном уровне Прейскурант на безопасность Убийца считал, что чистит город от криминала Дом для автомобиля должен быть безопасным Кражи по-крупному Кто опасается диктатуры закона Пятнадцать покушений на одну голову Всевидящее око Крылатского Воровство по совместительству Зона безопасности Внутренняя угроза Укрощение строптивого Тротиловый аргумент Николай Ковалев, депутат Государственной Думы: Победитькоррупцию может лишь закон

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация