Главная страница - Публикации

Сокрытие по правилам



К тому, что бизнес в России покрыт завесой секретности, все давно привыкли. Но законодательство не содержит четких правил, что и как засекречивать. В конце мая Дума планирует рассмотреть правительственный проект закона "О коммерческой тайне", в котором сделана попытка эти правила сформулировать. К коммерческой тайне проект относит научно-техническую, технологическую, производственную информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическую и иную информацию. Информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Примеров множество - это и зарплата работников фирмы, и рецептура духов или напитков, и список клиентов. Словом, все, что дает преимущества в бизнесе. Что засекречивать. Проект четко определяет, какие меры следует принять к охране конфиденциальности информации, как установить режим коммерческой тайны (см. "Букву закона"). При этом права обладателя тайны никакой госрегистрации не требуют, пошлиной не облагаются, и срок действия этих прав не ограничен. Впрочем, определенные сведения не могут составлять коммерческую тайну. Их перечень еще в 1991 году утвердило правительство. В законопроекте список немного сократился. Так, из него убрали запрет на засекречивание информации о финансовой отчетности, уплате налогов, платежеспособности, зарплате работников. Но некоторые нормы проекта все же могут вызвать споры. Нельзя, например, сделать коммерческой тайной информацию о состоянии экологии, безопасности пищевых продуктов. С одной стороны, под таким предлогом можно заставить рассекретить все что угодно: рецепт приготовления колбасы (нет ли вредных компонентов), технологию производства моющих средств (какова концентрация веществ, выбрасываемых в атмосферу). С другой стороны, нарушения в этой области практически недоказуемы, а ответственность за них сформулирована нечетко - "в соответствии с законодательством Российской Федерации". Законопроект не предусмотрел даже права потерпевших подать в суд на лиц, неправомерно засекретивших информацию, и потребовать возмещения ущерба. Раскрытия коммерческой тайны вправе потребовать органы госвласти, местного самоуправления, суд, прокурор, органы предварительного следствия и дознания с согласия прокурора (в рамках своей компетенции). При этом они обязаны хранить полученные сведения в тайне, не передавать их третьим лицам, не использовать в личных целях. Если конфиденциальность будет нарушена, убытки, причиненные обладателю коммерческой тайны, должны возмещаться из бюджета. Между тем убытки могут быть немалые. Яркий тому пример - "дело статистиков" 1998 года, когда руководителей Госкомстата уличили в продаже конфиденциальной информации (бухгалтерских балансов, сведений о зарплате, выручке и т. п.). Ущерб был оценен в 5 млрд неденоминированных и 2 млн деноминированных рублей. Как хранить. Назвать информацию тайной и поставить на материальном носителе гриф "Коммерческая тайна" можно, но этот гриф совершенно не гарантирует безопасность. Заботиться нужно о фактическом ограничении доступа, а потому на первый план выходят технические аспекты охраны информации - сфера, где возможности законодателя более чем скромны. В этом смысле значение проекта не стоит преувеличивать: тот, кто освоил способы компьютерной защиты (такой опыт накоплен, например, в крупных банках), успешно применял их и без закона. Особая тема, затронутая в проекте,-- отношения работодателя и работника. Еще до заключения трудового договора работодатель должен предупредить о существовании сведений, составляющих коммерческую тайну, о режиме коммерческой тайны и ответственности за ее нарушение. Уволенный работник не вправе разглашать полученную информацию в течение трех лет (в договоре можно установить иной срок - хоть пожизненный). В противном случае он обязан возместить причиненные убытки в полном объеме. Впрочем, открытым остается вопрос, как подсчитать размер убытков. Как продавать. Информацией можно обладать, а можно ее продавать. Правда, не всякую. Скажем, список клиентов какой-нибудь фирмы вряд ли можно оценить в деньгах и поставить на баланс. Денежную оценку имеют ноу-хау - изобретения, на которые нет охранных документов. Нередко бывает, что изобретатели либо их работодатели не хотят получать патент и предпочитают просто хранить изобретение в тайне. Причины разные: нежелание раскрывать информацию, дороговизна патента, проблемы с антимонопольными органами. Впрочем, изобретение можно и запатентовать, но информацию раскрыть не полностью - засекретить самые важные детали. Получается двойная охрана: и патентом, и в режиме коммерческой тайны. В мире подобным образом охраняется половина изобретений (еще 30% охраняется только как ноу-хау и 20% - патентуются). Передача информации обычно тоже идет дозированно: так, парфюмерные фирмы зачастую продают список компонентов духов без указания пропорций. Близость коммерческой тайны к патентной сфере вызывает у наших законодателей большие сложности. Проект закона "О коммерческой тайне" 1999 года, отклоненный президентом, попытался урегулировать вопросы передачи ноу-хау максимально подробно в специальной главе. Неудачно. Получилось вторжение в смежные отрасли и коллизии с патентным законодательством, чреватые спорами в Конституционном суде. В нынешнем проекте этих коллизий решили избежать, вовсе вычеркнув специальную главу о ноу-хау (оно подпадает под общую категорию "коммерческая тайна"). Формулировка краткая: обладатель коммерческой тайны вправе вводить информацию в гражданский оборот, а также передавать ее на основании договоров. В детали разработчики пускаться не стали. Таким образом, если проект будет принят, наши бизнесмены получат подробнейший регламент установления и сохранения коммерческой тайны. Но правил ее продажи как не было, так фактически и не будет. ОЛЬГА ПЛЕШАНОВА. ***. Цифра закона. В 2002 году арбитражные суды РФ рассмотрели 376 дел, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Это на 38,7% больше, чем в 2001 году. ***. Буква закона. Статья 11. Режим коммерческой тайны. 1. Меры, принимаемые обладателем коммерческой тайны и контрагентом по охране конфиденциальности составляющей ее информации, должны включать: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничение свободного доступа к такой информации путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за его соблюдением; договорное регулирование отношений с работниками и с контрагентами по вопросам условий передачи и использования информации, составляющей коммерческую тайну; нанесение на материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) сопроводительные документы грифа "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя... Кроме указанных мер обладатель коммерческой тайны вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, и другие меры, не противоречащие законодательству Российской Федерации. История вопроса. Проблемой правовой защиты коммерческой тайны отечественные специалисты занялись в начале 1990-х годов. В законе "О предприятиях и предпринимательской деятельности в СССР" 1990 года впервые появилась статья "Коммерческая тайна предприятия". Тогда же появился и первый проект специального закона, который был опубликован в прессе, но общественного интереса не вызвал и в итоге даже не был внесен в парламент. За ним последовал второй проект, который рассматривался, но не прошел первое чтение. В 1999 году Дума наконец-то приняла закон "О коммерческой тайне", но президент его отклонил. Основной мотив вето был связан с тем, что готовился раздел Гражданского кодекса об интеллектуальной собственности, который должен был урегулировать все вопросы, связанные с коммерческой тайной (сейчас работа над разделом заморожена). Более результативным оказалось движение "от противного": принятое в 1991 году постановление правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" с отдельными изменениями действует и по сей день. При этом законодательное определение служебной и коммерческой тайны есть - оно появилось в статье 139 первой части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 1995 года. За разглашение предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков. Разрозненные нормы, касающиеся неразглашения коммерческой тайны, в разное время включались также в акты отраслевого законодательства - таможенного, налогового, банковского, трудового. Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение коммерческой или банковской тайны установлена статьей 183 УК РФ (штраф до 500 МРОТ либо заключение сроком до трех лет). Мировая практика. Понятие коммерческой тайны широко распространено в мировой практике. Ведущую роль в охране секретов бизнеса играют правительственные организации - ФБР в США, министерство внешней торговли и промышленности в Японии, французская контрразведка. При этом каких-то специальных законов об охране коммерческой тайны за рубежом немного (пример - законы о фирменных секретах, принятые в ряде американских штатов в 1979 году). Все нормы в основном носят рекомендательный характер. Например, комитет по защите деловой информации США разработал рекомендуемую форму договора о неразглашении коммерческой тайны между работником и работодателем. Работник письменно обязуется не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну как в период работы, так и после увольнения (под страхом возмещения убытков). А в Японии, где бизнес меньше всего подвержен утечке информации, ставка делается на корпоративный дух и "кодексы поведения служащего". Значительное внимание уделено уголовной ответственности за разглашение коммерческой тайны. Так, свод законов штата Пенсильвания предусматривает целый ряд составов преступлений под общим названием "Кража торговых секретов". Наказание - крупный штраф ($10-15 тыс.) либо тюремное заключение на срок до семи лет. Несколько мягче законы в Италии и Германии. Уголовный кодекс Италии устанавливает ответственность за "разглашение научных и промышленных тайн" в виде двухгодичного заключения, а законодательство Германии карает за "разглашение профессиональных и фирменных секретов" штрафом либо тюремным заключением на срок до пяти лет. Защите коммерческой тайны уделено внимание в "Соглашении о торговых аспектах интеллектуальной собственности", принятом в рамках ВТО и действующем с 1 января 1995 года. Оно направлено на унификацию правил коммерческого оборота интеллектуальной собственности в странах--членах ВТО. От автора. Андрей Фурсенко, первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ. Законопроект направлен на консолидацию законодательства о коммерческой тайне, его развитие и дополнение. Внесение проекта я считаю очень своевременным, поскольку проблем накопилось много, а работа над разделом Гражданского кодекса об интеллектуальной собственности, с которым связывались большие ожидания, практически прекращена. При разработке проекта мы учитывали как требования "Соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности", принятого в рамках ВТО, так и наш прежний опыт. Мы стремились избежать коллизий с патентным законодательством, поэтому нынешний вариант сделали более кратким, чем предыдущий, отклоненный в 1999 году президентом. Мы сделали упор на административное право и определили главным образом режим хранения информации, дающей преимущества в хозяйственной деятельности. За. Виктор Илюхин, член комитета Госдумы по безопасности. В целом я поддерживаю законопроект. Коммерческая тайна упоминается у нас не в одном десятке документов, но ее понятие нигде толком не раскрыто, режим не урегулирован. Законопроект дает ответы на эти вопросы. Проект абсолютно правильно упрощает порядок получения правоохранительными органами сведений, составляющих коммерческую тайну. Весь мир пошел по пути большей прозрачности. Не думаю, что здесь открывается простор для спекуляций, поскольку предусмотрены определенные гарантии защиты коммерческой тайны, если она попадает в другие руки. Когда я встречался с парламентариями Великобритании, США, и они в один голос говорили, что надо решать проблемы с коммерческой тайной. Она становится мощным бронированным щитом для сокрытия информации об отмывании денег, незаконном обороте наркотиков, оружия и т. д. За, но. Александр Шубин, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике. Безусловно, закон о коммерческой тайне нужен давно. Его нынешний проект концептуально не отличается от предыдущего (только вопрос о соотношении ноу-хау и патентов решен более гибко). Для первого чтения проект сделан добротно, хотя при подготовке ко второму чтению предстоит большая работа. Наибольшего внимания заслуживает порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, государственным органам и гарантии сохранения ее конфиденциальности. Сейчас у нас нет четкого определения, как охраняется тайна, и предприниматели отказываются предоставлять информацию, боясь ее разглашения. Законопроект предусмотрел механизм охраны коммерческой тайны, и это очень важно: если обладатель коммерческой тайны будет уверен в надежности ее охраны, то он может вести себя более открыто по отношению к органам власти.

"Коммерсант-Власть",12.05.03




Похожие по содержанию материалы раздела: Укрощение строптивого Тротиловый аргумент Николай Ковалев, депутат Государственной Думы: Победитькоррупцию может лишь закон Противоядие Государственная дума узнала о причинах пожаров Авто "высокого" служения Кто и как Охраняет Путина? Броневик для президента Не умывайте руки, господа... Меры приняты АвтоВАЗ реформирует службу безопасности Игорь КАЛИНИН, заместитель директора МНПП САТУРН: Инструментальный контроль тарифообразующих технологийгородского хозяйства. Башня-феникс Хотели как лучше... СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ "Маски-шоу" закрываютсЯ Олимпийский террорист НЕ ТОНЕМ, ТАК ГОРИМ? "Царская охота" на заказ

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация