Главная страница - Публикации

Слежка по сходной цене



На завершающейся сегодня выставке "Связь-Экспокомм' 2003" вмосковском "Экспоцентре" впервые представлены устройства дляслежения за подвижным объектом и телематическое оборудованиероссийского производства. Аналогичные импортные системы стоятдорого - больше $1 тыс. для одного автомобиля, и потому рынокавтослежения в России пока развит слабо. Но с появлениемотечественной, гораздо более доступной по цене аппаратуры,ситуация обещает измениться. Ждут этого не только автовладельцы,но и страховые компании - такие системы заметно снижают рискугона и стоимость страхового полиса. Корпоративная слежка. Еще на прошлогодней "Связь-Экспокомм" компании RaceCommunications, ПРИН и оператор мобильной связи "Мегафон"продемонстрировали совместный проект Weblocator - системумониторинга автотранспорта и поиска угнанных машин. Работает онатак: по электронной карте Москвы, размещенной на сайте RaceCommunications, ползает метка, изображающая машину. Устройство,инсталлированное в автомобиль, который кружил вокруг"Экспоцентра", оборудовано спутниковым GРS-навигатором,определявшим его координаты с точностью до 100 м. Потом координатыв виде SМS-сообщений передаются через специальный модуль,оснащенный SIМ-картой "Мегафона", в центр обработки данных, адалее - на специальный сервер в интернете. Набрав пароль,посетитель сайта может увидеть на нем все перемещения авто. Впрочем, GРS/GSМ-системы могут не только следить заперемещениями автомобиля, они сами, без помощи человека, могут имуправлять (эта функция называется flееt-контроль). Например, онавыключит двигатель, если машина отклонится от заданного на картемаршрута. Эта опция актуальна как для противоугонных систем, так идля диспетчерских центров компаний-перевозчиков, она исключаетвозможность левых рейсов служебных машин и другого нецелевогоиспользования транспорта. Именно поэтому новые услуги, о вводекоторых в коммерческую эксплуатацию в конце 2002 - начале 2003года объявили все три крупнейшие российские компании мобильнойсвязи - "Мобильные телесистемы", "Вымпелком" и "Мегафон",интересуют в первую очередь корпоративных клиентов. Судить о масштабах корпоративного рынка даже в Москве сложно:банки, охранные агентства, крупные грузоперевозчики совсем нестремятся афишировать, кто и как оснащает их транспортнавигационно-телематическими системами. Однако масштабыанонсированных проектов впечатляют. Речь идет в первую очередь о"Системе навигации и телематики для городского управления инаселения" (СНТ), которая в рамках программы "Электронная Москва"сейчас создается компанией МТС П - дочерней структурой АФК"Система" и правительства Москвы. В проект, который планируетсяосуществить до конца 2004 года, должно быть инвестировано около$40 млн. На эти деньги общественный транспорт в Москве, машины"скорой помощи", милиции, пожарных и других спецслужб будутоснащены устройствами навигации - с их помощью они будут выбиратьоптимальные маршруты движения по столице и объезжать пробки. Элитная охрана. В отличие от корпоративного, объем рынка систем мобильногопозиционирования и навигации для автолюбителей пока что крайненевелик. Самый успешный проект по мобильной навигации и телематикедля частных пользователей - спутниковая охранная система дляавтомобилей "Цезарь Сателлит" компании "Аларм сервис" набралаоколо 3 тыс. подписчиков. Проект стартовал еще в 2001 году,однако, по словам РR-менеджера компании Дениса Шевченко, активныепродажи начались только мае-апреле прошлого года. Это самаядорогая из представленных на российском рынке охранных систем:абонентская плата $40-70 в месяц, включая услуги сотовогооператора, при стоимости мобильного устройства от $1,5-3 тыс.Однако в "Аларм сервисе" считают, что их система обладает целымряд преимуществ перед продукцией конкурентов. "В отличие от другихкомпаний мы используем для связи не SМS-сообщения, а прямой каналпередачи данных,-- говорит Денис Шевченко,-- этим и объясняетсявысокая стоимость услуг. Но зато наша система максимальнодружественна по отношению к пользователю. Например, в случаезахвата водителя в заложники мы не блокируем двигатель - этоможет быть просто убийственно. В такой ситуации система можетвключить установленный в салоне микрофон, а наш оператор,разобравшись в обстановке, передаст информацию наряду ДПС (садясьв машину, владелец должен совершить процедуру авторизации - еслиэтого не происходит, на диспетчерский пульт поступает сигнал озахвате.--Ъ). Прямой канал связи позволяет отслеживать машину врежиме реального времени - на карте местности машина не будет'прыгать', и наши операторы всегда знают о ее точномместонахождении". По оценкам специалистов из компании Nexo, московский рынокоборудования для индивидуальных пользователей составляет порядка$1-1,5 млн в год. Еще примерно в $6 млн в год оценивается объем отпредоставления услуг. "Сейчас в Москве таким сервисом пользуетсяоколо 10 тыс. автолюбителей,-- говорит коммерческий директор NexoДмитрий Четвериков.-- Подавляющее большинство - владельцы дорогихиномарок стоимостью не менее $20 тыс. Оснастить такой системойболее дешевые машины их владельцам в большинстве случаев просто непо карману". Господин Четвериков, как и другие участники рынка,полагает, что главная причина достаточно медленного продвижениясистем мобильного позиционирования и навигации в высокой стоимостиоборудования - от $1 тыс. до $3 тыс. (плюс стоимость установки -еще около $200). Поэтому планы Nexo на этот и следующий год весьмаскромны: "До конца этого года мы рассчитываем продать около 1,5тыс. автомобильных охранных систем на базе технологии GPS/GSM, вследующем - еще около 3 тыс.". Надежды на то, что сервис GPS/GSM станет более доступным иболее массовым, участники рынка связывают со снижением цен наоборудование и появлением на рынке абонентской аппаратурыроссийского производства. Ее первые образцы представляет нанынешней выставке "Связь-Экспокомм" пермский завод "Морион". Онисозданы в рамках совместного проекта с компанией Motorola идатской фирмой RTX. Мощности "Мориона" позволяют производить до 1млн GРS/GРRS-терминалов в год. Цена терминалов, массовоепроизводство которых должно начаться в сентябре, пока неразглашается, однако участники проекта говорят, что они будутпринадлежать "к низшему ценовому сегменту" - менее $400. Впрочем,отдельные специалисты сомневаются, что такая розничная ценадостаточно низка для того, чтобы терминалы "Морион" пользовалисьспросом на массовом рынке. "$400 - это на самом деле потолок длянижнего ценового сегмента,-- считает Михаил Ханжинский из RaceCommunications.-- Стоимость терминала для массового рынка должнабыть значительно меньше, где-то $200-250". В отдаленной перспективе компании рассчитывают на сотни тысячабонентов. По прогнозам некоторых участников рынка, сейчас тольков Москве насчитывается до 500 тыс. потенциальных пользователейсервисов мобильного позиционирования и навигации. "Мы вышли нарынок, чтобы оказывать услуги в массовом порядке,-- говоритДмитрий Четвериков,-- и надеемся, когда цены на терминалы снизятсядо приемлемого уровня, число пользователей в Москве вырастет какминимум в десять раз. Соответственно, объем рынка устройствпозиционирования и телематики вырастет до $10-15 млн". "По нашим прогнозам,-- говорит аналитик из ACM-Consulting АнтонПогребинский,-- к 2007-2008 году только в Москве и только за счетоказания наиболее востребованных услуг - навигации, охраны,контроля за подвижными объектами - сотовые компании будутполучать доход, превышающий $20 млн в год". Сотовая страховка. Несмотря на то что системы мобильного позиционирования ителематики пока что не пользуются ажиотажным спросом, участникирынка в один голос повторяют: завоевание массового рынка рано илипоздно станет реальностью. Они надеются не только на то, чтоабонентские терминалы подешевеют, но и на помощь извне - состороны компаний, занимающихся страхованием автотранспорта.Страховщики, в свою очередь, активно интересуютсясотово-спутниковыми охранными системами с момента их появления.Более того, за подключение автомобиля к одной из этих систем онидают значительные скидки при страховании машины от угона. Какзаявил Ъ замгендиректора компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов,при наличии подключения к системе слежения страховой полис отугона обходится автовладельцу дешевле на 60%. Однако часто страховщики с осторожностью относятся кинновациям. Например, в компании "Ренессанс Страхование" такжесчитают сотово-спутниковые охранные системы перспективными: "Рынокпоисково-охранных комплексов растет,-- говорит начальникуправления страхования автотранспортных средств 'РенессансСтрахования' Андрей Иванов,-- и мы внимательно следим за егоразвитием". Однако компания предоставляет более низкие скидкисвоим клиентам, которые устанавливают эти системы на наиболеерисковые с точки зрения угона автомобили - до 15%. ГосподинИванов объясняет это тем, что ни один из ныне существующихкомплексов не гарантирует на 100% защиту автомобиля от угона илиего возврат в случае угона.

ТАТЬЯНА ГРИШИНА, ВАЛЕРИЙ КОДАЧИГОВ. "КоммерсантЪ",16.05.03.




Похожие по содержанию материалы раздела: Электровозная кабина - не место для стрелка Дело Мавроди поросло гладиолусами Сдал дом на охрану и будь спокоен "Труба"- не дура Как уберечь жилье от воров "Аркан" вместо GPS Три шага к безопасности Открыт всем киллерам Владимир охраняют девушки с собаками Видеонаблюдение на страже порядка Костя Могила юбилей не испортил "Пластиковый" риск Нет - пропаганде насилия Чьи самолеты прорывались к резиденции Путина? "Генерал Гамов служил системе. Круговой поруки..." КамАЗ усиливает меры безопасности ТЕРРОРИЗМ: Пугающая легкость терроризма Предки террористов Гаишники отмывали грязные иномарки

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация