Главная страница - Публикации

Авто "высокого" служения



Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители - вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. В какой-то мере машины первых лиц отражают лицо страны. Солидные и строгие "Мерседесы" как нельзя лучше подходят немецким канцлерам, подчеркивая стабильность и благополучие Германии, монархические "Роллс-Ройсы" - символы традиций, великосветскости и консервативностиАнглии и ее лордов, сталинские бронированные "ЗИСы" были продолжением безграничной власти своего обладателя. Николай Александрович Романов к технике относился с симпатией, охотно пользовался ее достижениями. Однако российский император не проявил никакого интереса к первому отечественному автомобилю с двигателем внутреннего сгорания, сконструированному Яковлевым и Фрезе в 1896 году. Судя по записям в его дневнике, поначалу у императора не было собственного авто, но он охотно пользовался машиной Великого князя Михаила Александровича, впоследствии почетного президента Императорского российского автомобильного общества. "ПриехалМиша на автомобиле", "В семь часов прокатился на автомобиле Миши", - такими фразами пестрит дневник с мая по сентябрь 1904 года. Постепенно царь пришел к мысли завести собственные машины. Образовался гараж Его Императорского Величества, который постоянно пополнялся. Там собралось более шести десятков машин самого различного назначения. Заведовать технической частью гаража был приглашен француз Адольф Кегресс. Автомобильный сезон начинался в апреле - мае, когда дороги просыхали и становилось тепло. Продолжался он до октября - ноября. Зимой моторами почти не пользовались, зато летом в столице и на отдыхе в Крыму катались вволю - и по делам, и просто удовольствия ради. Постепенно моторы входят в быт семьи царя. Ими пользуются его мать, жена; вошло даже в обычай после обеда кататься на автомобиле с детьми. Описывая эти прогулки, Николай Александрович употребляет интересное слово "помоторили", что значит "покатались на автомобиле".Но и дальние деловые поездки по стране не обходились без механических экипажей. Их грузили в специальный вагон царского поезда. В другом вагоне размещались водители и механики с инструментами и запчастями. Когда поезд прибывал к месту назначения, города и веси объезжалина машинах. Мировая война заставила Россию во многом пересмотреть отношение к автомобилю. Из-за границы начались крупные поставки машин для армии. Это были броневики и автомобили, оснащенные пушками, пулеметами, прожекторами, радиостанциями и т.д. К февралю 1917 года царский гараж перешел в ведение Временного правительства. Он перерос в самое крупное и хорошо оснащенное автотранспортное предприятие России - 46 машин. Когда столицей Советской России стала Москва, автобаза Совета Народных Комиссаров, переехав из Петрограда, заняла громадный по тем временам гараж в Каретном ряду, где разместились 62 автомобиля. Переезд состоялся в марте 1918 года, а летом для обслуживания В.И.Ленина и его семьи из состава автобазы были выделены 6 автомобилей и 12 человек персонала. Одним из первых ленинских автомобилей был семиместный "Делонэ-Белльвилль-45", весивший более 4 тонн и развивавший скорость до 120 километров в час. В начале 20-х годов специально для Ильича в Англии были куплены два роскошных "Роллс-Ройса". Один из них, модели "СильверГоуст Альпайн Игл", предназначался для летнего периода. Другой был переоборудован для езды по заснеженным дорогам. Машина была оснащена лыжами спереди и резиновыми гусеницами сзади. Данная конструкция была разработана еще Адольфом Кегрессом. Этот автомобиль сохранился до наших дней и находится в Доме-музее Ленина в Горках. После смерти Ленина для правительственных нужд закупались в основном американские автомобили. Предпочтение отдавалось самым дорогим и престижным моделям. Один из известных журналистов техлет Валерьян Оболенский, будучи страстным сторонником развития отечественного автомобилестроения, выступил с резкой критикой буржуазных склонностей пролетарского правительства, написав о том, что вместо одного роскошного "Линкольна" можно было купитьпять недорогих "Фордов". Смелые выступления стоили Оболенскому жизни. Он был расстрелян в 38-м году. И уже московскому заводу ЗИС была поручена разработка автомобиля представительского класса. Машину проектировала американская кузовная фирма "Амби-Бадд". Она же изготовила штампы и первую партию кузовов в сборе. Советской стороне это обошлось в 1,5 миллиона долларов. Сталин одобрил новый "ЗИС", однако сам он ездил на бронированном американском "Паккарде". В 1942 году КБ завода ЗИС подготовило полностью оригинальный автомобиль "ЗИС-110", лишь внешне напоминавший "Паккард". Специальный конструкторский отдел получил заказ сделать бронированную версиюэтого автомобиля. Берия лично отвечал за его выполнение. Сталин любил дарить машины. "ЗИС-115" получил от него лидер КНДР Ким Ир Сен. "ЗИС-110" Иосиф Виссарионович подарил Русской православной церкви в лице Патриарха Московского и всея Руси за помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Сталин отлично знал каноны церкви и распорядился покрасить машину в зеленый цвет, так как патриархи по великим праздникам служат именно в зеленых мантиях. С приходом к власти Хрущева все бронированные машины исчезли. Игрок в демократию, Никита Сергеевич был открыт для народа, а посему предпочитал кабриолет. После судьбоносного XX съезда ЗИС превратился в завод имени Лихачева, а Хрущев пересел уже на новый "ЗИЛ-111". Для встречи почетных гостей использовался "ЗИЛ-111В"с открытым верхом. Именно эта машина везла в 61-м году Юрия Гагарина в Кремль. Благодаря особой любви Никиты Сергеевича к аграрному сектору появился ЗИЛ-110П - полноприводной вариант с высокой подвеской и колесами большого диаметра. Его сделали по спецзаказу Хрущева, чтобы он ездил по колхозам, невзирая на бездорожье. Наши автомобилестроители разработали в те же годы и модель так называемого народного автомобиля "Москвич-408". Один из экземпляров подвезли к даче Никиты Сергеевича, и он с удовольствием прокатился на нем до Кремля. В отличие от всех своих предшественников Леонид Брежнев хорошо водил машину, чему научился еще в годы войны. Об автомобильной страсти Брежнева ходило много легенд. Куда бы ни приезжал Леонид Ильич с официальным дружественным визитом, наши дипломаты усиленно намекали встречающей стороне, что неплохо бы подарить Брежневу автомобиль. Так и получал до конца дней своих Леонид Ильич "Мерседесы", "Линкольны", "Шевроле","Рено", "Роллс-Ройсы". Всего в его гаражах стояло около 40 автомобилей. Отечественные заводы также баловали Брежнева подарками. В декабре 1976 года к 70-летнему юбилею "коммуниста № 1" была выпущенановая "Чайка" (ГАЗ-14). Автомобиль с порядковым номером "1" специально для Брежнева был выкрашен в темно-вишневый цвет. Михаил Сергеевич Горбачев оказался единственным лидером нашей страны, который был равнодушен к автомобилю. Более того, производство одного из них он даже прекратил. Каждый автомобиль несет в себе черты своей эпохи. В середине 60-х стала очевидной необходимость замены "Чайки" ГАЗ-13. Ее помпезная внешность отлично смотрелась на фоне шпилей знаменитых московских "высоток" и прочих "излишеств"сталинского "барокко", но никак не вписывалась в улицы с блочными пятиэтажками или стеклянно-бетонными параллелепипедами Калининского проспекта. Когда это поняли в "высоких кругах", в Горький полетела соответствующая команда. В 1989 году, попав в компанию борьбы с привилегиями под горячую руку Михаила Сергеевича, "ГАЗ-14" навсегда прекратил свое существование. Машину не просто сняли с производства - была "показательно" разрушена вся технологическая оснастка. Представительские автомобили -класс довольно консервативный, мало подверженный капризам моды. Не исключено, что заложенные в "Чайке" дизайнерские решения после некоторой модернизации позволили бы ей держаться на рынке гораздо дольше. В 1996 году даже собирался техсовет ОАО "ГАЗ", где обсуждаласьвозможность "реанимации" ее производства. Так что "Чайку" с полным основанием можно считать "жертвой политических репрессий". Обычный кортеж нынешнего Президента включает в себя пять автомобилей, всегда "Мерседесов". Один, основной, - это "пульман", который идет в окружении двух автомобилей выездной охраны, один автомобиль связи и один резервный. Впрочем, резервный автомобиль могут выпуститьна трассу не всегда, и основной автомобиль может шествовать в сопровождении внедорожников и, допустим, "Мерседеса E-420". А как "у них"? Появление кортежа американского президента всегда воспринимается с недовольством, поскольку на время проезда кортежа сотрудники секретной службы США останавливают транспорт по маршруту движения президентского автомобиля. Кроме того, во время пребывания президента в недостаточно охраняемом месте (кинотеатр,стадион, ресторан) улица, на которой он находится, обычно полностью закрывается для движения. Впрочем, появление президентского кортежа в Америке - редкость. Вертолетом он пользуется чаще, чем автомобилем. Кортеж британского премьер-министра состоит из двух автомобилей и четырех мотоциклов со специальными сигналами. Движение для кортежа специально не перекрывается. Во время пересечения перекрестковавтомобили пропускают кортеж премьер-министра точно так же, как пропустили бы карету "скорой помощи". Сопровождение мотоциклистов предусмотрено только в тех случаях, когда премьер-министр пользуетсяслужебным автомобилем. Во время частных передвижений премьер-министра на своем автомобиле за ним следует лишь один автомобиль охраны. Улиц при приближении автомобиля премьер-министра не перекрывают.Исключение составляет Даунинг-стрит, на которой расположена резиденция премьера. Въезд на эту улицу допускается только по специальным пропускам. Президента Франции во время поездок по городу сопровождают три мотоциклиста и один автомобиль охраны. При пересечении перекрестков президентский кортеж, как и в Англии, пользуется такими же привилегиями,что и "скорая помощь" или пожарная машина, выезжающая по вызову. Примерно та же картина в ФРГ и Италии. Безусловно, скорость и броня - важнейший элемент безопасности первых лиц государства. Но раздражающим фактором для отечественных автомобилистов становятся не президентские кортежи, а амбиции чиновников "средней руки" и представителей депутатского корпуса,для которых Москва стала чем-то вроде модного курорта для "отрыва" по полной программе, демонстрации "крутизны" и куража вдали от собственных избирателей. Наверное, когда-нибудь мы придем к тому, что ни один государственный чиновник не станет теснить и распугивать других участников движения, не решится оторвать от дел инспекторов дорожной безопасности, чтобы "расчистить" себе дорогу. Потому что это - некрасиво, нецивилизованно.И, выбирая своих представителей во власть, мы, избиратели, приглядимся к тому, как и на чем они ездят

Павел ДИДЕНКО. "Гудок",23.05.03




Похожие по содержанию материалы раздела: "Маски-шоу" закрываютсЯ Олимпийский террорист НЕ ТОНЕМ, ТАК ГОРИМ? "Царская охота" на заказ СУДЬИ ХОТЯТ ЗАСЕКРЕТИТЬ СВОИ ФАМИЛИИ Метеорологам выдадут оружие ДИРЕКТОРА ФСБ НАГРАДИЛИ В АРМЕНИИ "БОЕВЫМ КРЕСТОМ" Мошенники подделывали "Стюардессу" под Marlboro На "Красном котельщике" становится жарко "Необязательный" теракт Заключенный заработал миллион Керченский пролив захватили террористы Хакеры подделывали кредитки Расчистить площадку Штурмовики над Кремлем Ловлю на слове Американский генерал испугался питерского "хвоста" Москва из-за соли взбунтовалась Монорельс завис над АЗС

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация