Главная страница - Публикации

Покемоны для взрослых. Ты не плачь, моя Маруся, чаще шли посылки



"Заполнив этот купон и собрав 30 любых этикеток, вы станете обладателем..." Или такой вариант: "Собрав 20 крышек из-под нашего напитка и сдав их по такому-то адресу, вы примете участие в розыгрыше того-то и того-то..." Честное слово, достали назойливыми приглашениями потреблять их продукцию и принимать участие в розыгрышах многочисленные фирмы и фирмочки, орудующие в России. Пиво и безалкогольные напитки, разные сорта шоколада и карамелей... Всем этим российский рынок затоварен и, я бы сказал, перезатоварен. Естественно, для производителя и - особенно - торговых посредников хранить такую уймищу товара означает сплошные многомиллионные убытки. Вот и пошла карусель со сбором крышек, этикеток, упаковок и т.д. Фирмачи бьют себя в грудь наподобие горилл, которые, проснувшись поутру, разминают грудную клетку слышимым на километры окрест боем. "Под каждой пятой крышкой нашего пива находится современный цветной телевизор", - вещают одни. Другие манят бесплатными путевками на Канары или Гавайи - только купи, выпей, отправь вещественные доказательства по указанному адресу (в ста процентах случаев это анонимные абонентские ящики в почтовых отделениях столицы). Взрослым, как правило, обещают роскошный отдых в экзотических местах, детям - бесплатное посещение зоопарка в течение года, горы фирменных игрушек, долгосрочные абонементы в различные "Луна-парки" и тому подобное. Никто, разумеется, не может запретить фирмам рекламировать свой товар. Только в нынешнем российском варианте реклама эта все чаще начинает отдавать криминалом. Почему берусь утверждать это? В течение вот уже двух лет веду мониторинг среди своих многочисленных друзей и знакомых, у которых есть несовершеннолетние дети и внуки. Взял эту категорию с учетом того, что в рекламных обещаниях всяческих бесплатных благ фирмачи - видно невооруженным глазом - делают ставку прежде всего на малолетнюю аудиторию. Как откажешь ребенку, когда он умоляет купить ему прохладительный напиток или шоколадку в надежде что-то выиграть, получить в подарок? Лично я отказывать не берусь, сложно это. Так вот. За два года, принимая самое активное участие в завлекательных розыгрышах, из всех детишек и внучат моих друзей лишь одному удалось, собрав мешок крышек из-под "Пепси-колы", выиграть копеечный, настроенный на одну-единственную волну, радиоприемник. Потраченных же денег (необходимую для приза символику имеет одна крышка из великого множества) хватило бы на транзистор суперкласса. Самый современный. Цифровой. Многодиапазонный и многоволновый. Участвуя в розыгрышах множества других фирм, никто и вовсе ничего не выиграл. То есть налицо состав криминала, который УК РФ характеризует как мошенничество. Доказать это в состоянии студент первого курса юридической академии. Я же обратился к кандидату юридических наук Ольге Меленной, которая специализируется в вопросах потребительского рынка. - Меня удивляет, - сказала Ольга Дмитриевна, - что официальные правоохранительные органы никак не реагируют на шумные кампании, в ходе которых фирмы раздают клиентам несбыточные обещания. В данном случае речь действительно идет не о недобросовестной рекламе, хотя и она, так сказать, имеет место присутствовать. Совершенно ясно, что "под каждой пятой нашей крышкой" не может скрываться цветной телевизор, иначе фирма пошла бы по миру с протянутой рукой в течение месяца. И Канары с Гавайями влетят в такую копеечку, что никакими объемами продаж не покроешь. Это понятно мне, независимому юристу, точно так же, как и прокуратуре с МВД. Налицо криминал, требующий самого серьезного разбирательства. Но мошеннические обещания - только часть фирменной деятельности, подпадающей под соответствующие статьи закона. Обратите внимание: во всех без исключения рекламных приманках фигурируют слова "розыгрыш", "будут разыграны призы" в разных сочетаниях и вариациях. Здесь кроется еще одно - и весьма серьезное - нарушение закона. Как известно, правом проводить любые розыгрыши и лотереи пользуются только специальные, лицензированные и уполномоченные соответствующим образом организации. Они платят государству налоги, производят немалые отчисления в бюджет. В данном же случае фирмачи, проводя фактически те же лотереи, сбывая под них товар на астрономические суммы, "лотерейных" налогов не выплачивают. Когда-то подобные фокусы проходили и на Западе, теперь прошлый (запрещенный и выкорчеванный, кстати, во всем "цивилизованном мире") опыт перетащили в Россию. Нас и без того пытаются превратить в общемировую свалку всяческого мусора. Так неужели власть не в состоянии противодействовать хотя бы в подобных частностях? Законодательной базы для привлечения фирмачей к ответственности вполне хватает. Было бы желание. А вот оно-то и не прослеживается. Задуренные граждане, разумеется, никому не жалуются, никуда не обращаются - тут необходимо знание законодательных нюансов и тонкостей. Общество потребителей? Ему дай Бог управиться с некачественными подделками, да и возможности Общества весьма ограниченные. Обещали участнику розыгрыша "Форд", а подарили его игрушечную копию? Так ты в другой раз не участвуй в надуваловке. Однако, согласитесь, кто-то должен понести ответственность за эту самую надуваловку, чтоб и другого раза не было. Что же получается на деле? Как в пародии на популярную песню: "Ты не плачь, моя Маруся, чаще шли посылки..." То есть этикетки, наклейки, крышки, пробки. Покупай. Надейся. Верь. И жди - у моря погоды. Та пародия заканчивается словами: "...Скоро я к тебе вернуся из сибирской ссылки". Так не пришло ли время реализовать здравую в целом мысль?

Вячеслав ДОЛГАНОВ. "Московская правда"




Похожие по содержанию материалы раздела: Пальцы на стол ПОДМОСКОВНЫЕ КИЛЛЕРЫ НЕ ЖАЛЕЛИ ПУЛЬ ДЛЯ СВОИХ ЖЕРТВ Мобильные милицейские группы созданы во Владивостоке МВД создает несколько новых отрядов спецназа Террористы "взорвали"химзавод в Подмосковье Взломщики с компьютерной дороги ИДУЩИЕ ВМЕСТЕ В РАЗВЕДКУ ПОЛИЦИЮ ВЫЗЫВАЛИ?. РОССИЙСКАЯ МИЛИЦИЯ НАМЕРЕНА, ПОХОЖЕ, ПЕРЕНЯТЬ ОПЫТ СВОИХ КОЛЛЕГ ИЗ США Ложная тревога Пожарные вам дорого обходятся? Алексей Кудрин принял противопожарные меры Мать идиота всегда беременна Расстрел в чеченском "Мегаполисе" Motorola будет работать на пермских электронщиков FATF держится за Россию Пираты XXI века Водородный взрыв в Кашире МИ-5 возглавила женщина Террористы повышают цены на нефть

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация