Главная страница - Публикации

"Бермудский квадрат"



Между Ярославским и Ленинградским вокзалами столицы еще недавно процветали воровство, обман покупателей и мошенничество. За дело взялась транспортная милиция. Сначала были жалобы. Многочисленные обращения пассажиров, следующих через Ярославский и Ленинградский вокзалы. Суть претензий, как правило, сводилась к банальному перечню досадных неудобств. На площади не протолкнешься - кругом какие-то ларьки, киоски, лотки, торговцы с сомнительными продуктами, водкой. Чуть дальше - автомашины-офисы сомнительных скупщиков золота, мобильников. А если их и минуешь, не свернув себе шею, то обязательно наткнешься на оглушительно вонючего бомжа, попрошайку, толпу гастарбайтеров, проституток. Одним словом, не жизнь, а сплошная каторга. И куда только эти железнодорожники смотрят! И невдомек было недовольным (и вполне справедливо) пассажирам, что железнодорожники и даже транспортная милиция здесь ни при чем. Но количество жалоб продолжало расти, увеличивалось в геометрической прогрессии. Надо было что-то решать. Вот тогда руководство Управления внутренних дел на транспорте и сказало: хватит, давайте проведем эксперимент и увидим - можно ли навести порядок в этом "бермудском треугольнике", а если точнее - "квадрате".В ночь с 30 июня на 1 июля между стенами двух вокзалов высадился ОМОН. Бомжей как ветром сдуло. А заодно и торговцев "с рук". До утра эвакуировали "брошенные" машины перекупщиков, вызвали водовозку с брандспойтом и шампунем, отмыли засаленный асфальт. Утром пассажиры шли через "два вокзала", открыв рот: кино, что ли, снимают? Когда о такой реакции мне рассказали начальник ЛУВД Ярославского вокзала Сергей Фетисов и его заместитель Андрей Константинов, я не поверил - неужто такой разительный контраст?- Зачем говорить - давайте посмотрим территорию, - предложили офицеры милиции. Первое, что сразу бросается в глаза, - действительно освободившееся пространство между вокзалами. Отправляться за город с Ярославского, конечно, доводилось. И разница между тем, что было раньше и стало теперь, очень даже заметная.К тому же очевидно, что здесь стало не только чище, но и безопаснее - значительно увеличилось количество милицейских патрулей, их видно, они не слоняются в тенечке, а работают. Это на самом деле так. Вместе с сержантом Романом Полторацким мы проходим милицейскими маршрутами. Посты практически везде - в здании вокзала, на перронах, привокзальной площади. Транспортная милиция оснащена мини-компьютерамис обширной базой данных по лицам, находящимся в розыске. Методично, но корректно проверяются документы по всей территории вокзала. И действительно чувствуется, что сюда наконец-то приходит долгожданный порядок.И еще одно новшество. Прямо на входе к перронам - стационарный пункт милиции. На нем надпись соответствующая, его отовсюду видно. Появились какие-то вопросы у пассажира - все можно легко выяснить.Вот из толпы выныривает какой-то бомж. Озирается. Не узнает, что ли, местность? К нему тут же подходит наряд милиции - бомж исчезает. Как сквозь землю провалился. - Тяжеловато с этой публикой бороться, - сетует сержант Полторацкий, - чуть ослабил внимание - они уже тут. Хотя ведь не мы, а городские власти должны ими заниматься.А что думают по поводу перемен сами пассажиры? Обращаемся к профессору Тимирязевской академии Виктору Константиновичу Менькину - он на вокзале встречает поезд с внуком. Об эксперименте слышал. Безусловно, одобряет, как и все его коллеги. И, обращаясь к милиционерам, от души благодарит:- За порядок на вокзале - огромное спасибо. Это же небо и земля!Добавлю также, что я специально подходил потом ко многим пассажирам, интересовался их мнением о произошедших переменах. Так вот, и преподаватель военного университета Георгий Торсуков, и директор Можайского рыбхоза Николай Заря, и домохозяйка Зоя Лазарева, и многие другие в один голос заявили: околовокзальную территорию не узнать, надо было раньше транспортной милиции браться за дело. Только несколько человек высказались несколько критично в том смысле, что бомжи, к сожалению, остались - их только вытеснили за границы вокзалов, к трамвайным путям. Были и те, кто упрямо заявил: бомжей на вокзале все равно полно, а действовать надо гораздо жестче.Что ж, кому-то произошедших на межвокзальном пространстве перемен, возможно, покажется маловато. Однако очевидно и то, что межвокзальное пространство стало теперь гораздо шире, чище, опрятнее. К тому же, согласитесь, невозможно за неделю разгрести завалы нарушений, которые не просто прижились - спрессовались на территории, еще недавно "контролируемой" районной властью и ее правоохранителями. Так что транспортной милиции спасибо надо сказать за то, что взвалила на себя этот груз забот. Дополнительный, кстати, к уже многим имеющимся. Тем не менее некоторые вопросы у пассажиров все же остаются. И мы попросили прокомментировать ситуацию заместителя начальника Главного управления внутренних дел на транспорте - начальника милиции собственной безопасности полковника Александра ПАНТЕЛЕЕВА.- Александр Владимирович, каким образом в вашем ведении оказалась, так скажем, спорная территория?- Это была наша инициатива. Потому что, честно говоря, надоел этот клоповник. Да еще на одном из самых публичных мест столицы. Вот и решили мы навести здесь должный порядок. Опыт подобных мероприятий у нас есть. Например, мало кто знает, но вся территория вокруг Домодедовского аэроузла контролируется теперь транспортной милицией. Раньше там были задействованы и областные органы, и городские, и районные. У семи нянек дитя оказалось без глазу. И эта ведомственная разобщенность, неразбериха оборачивалась масштабными грабежами, мошенничествами, хищениями, даже убийствами. Мы выступили с инициативой: отдайте транспортный объект и прилегающие территории тем, кто занимается ими профессионально. Нас поддержал министр внутренних дел Борис Грызлов. Эксперимент продолжался год и все время находился на контроле у главы МВД. Теперь, согласитесь, другое дело. Я с полной ответственностью могу заявить, что нынче Домодедово - это безопасный транспортный объект. Убежден - тоже самое будет и с территорией между Ярославским и Ленинградским вокзалами.- А как вообще получилось, что между ними образовался этот "бермудский квадрат"? Ведь вполне логично, когда все привокзальные территории находятся в ведении транспортной милиции?- А раньше все так и было. Когда в начале девяностых годов в стране началась большая дележка, кому-то из московских чиновников, видимо, тоже захотелось немножко собственности. В результате сложилась парадоксальная ситуация. Пассажиропоток - под полтора миллиона человек в сутки. А на его обслуживание выделяют пост территориалов - 1 - 2 милиционера. А нам, собственно, и помочь нельзя было коллегам - чужая епархия. Разумеется, там, где ослабевает контроль правоохранительных органов, моментально появляются всякого рода нарушители. Должен вам заметить, бомжи и им подобная публика - не самая большая проблема, с которой мы столкнулись, начав наводить порядок на территории. Да, в первые же часы эксперимента наши сотрудники задержали 87 правонарушителей - хулиганов, бомжей и тому подобное. На следующий день их стало меньше. Теперь - значительно меньше. Значит, нам остается лишь не сбавлять усилий, и, я убежден, мы их от вокзалов отвадим. Но были проблемы и совсем другого рода.- Надо полагать, речь идет об экономических нарушениях?- Именно. На этом небольшом, в общем-то, пятачке обосновались всевозможные скупщики ювелирных изделий, сутенеры, подпольная, так называемая "черная", биржа труда, торговцы всевозможными подделками, просроченными продуктами, фальшивой водкой. Даже ларьки и киоски, работающие на этой территории вроде бы легально, вызывали большие сомнения. И, начав эксперимент, мы, разумеется, прежде всего поставили конкретные задачи нашим специалистам из отдела по борьбе с преступлениями на потребительском рынке.- Каковы же результаты первых, как говорится, самых горячих недель?- Что касается, так скажем, нелегалов - то эту публику мы выставили с территории за несколько часов. С вечера предупредили их: мол, "земля" отошла транспортной милиции и мы нарушений больше не потерпим. А утром их просто не пустили на привычные места. Что касается ларьков - то здесь началась планомерная и профессиональная проверка. И что же? Проверили первых шесть объектов. По всем, буквально по каждому - грубейшие нарушения. Здесь и неправильно оформленные документы, просроченные лицензии, а то и полное их отсутствие. Здесь и фальшивые сертификаты на продукты, а также продукты с давно просроченными сроками реализации, поддельные товары. Другие ларьки-киоски оказались ничуть не лучше. Конечно, экономический "интерес" со стороны всякого рода дельцов к нашей территории - огромный. Арифметика-то простая. Вспомните - полтора миллиона пассажиров. Каждый сотый оставит в этих ларьках по червонцу - и уже 150 тысяч рублей получается. В день! И только "легально". На самом деле в этой "черной дыре" оседает куда больше трудовых рублей наших пассажиров.- Позвольте, как же все это не просто существовало, но и процветало годами? Ведь наверняка были сигналы, обращения граждан - и все как об стенку горох?- Получается так. Во всяком случае, когда мы профессионально и законно прижали нечистоплотных торгашей - от районных властей пошли беспокойные звонки: а что вы там делаете да на каком основании? А мы в ответ начали задавать свои вопросы. Например, такой. Убирать территорию между двумя вокзалами районные власти подрядили какую-то фирму. Платят ей приличные деньги, а результатов уборки что-то не видно. Что за фирма? Подскажите адресок. Хотелось бы с "уборщиками" поближе познакомиться.- И все же, Александр Владимирович, не все пассажиры знают, что нынешняя граница вашей новой территории заканчивается бордюром тротуара. Далее - до Казанского вокзала - опять словно ничейная земля. И там - снова бомжи, грязь, рвань, прочий полукриминальный элемент. Как быть?- Согласитесь, мы не можем полностью заменить территориальную милицию. Тем более что на этой, как вы говорите, "ничейной земле" пролегает автотрасса, трамвайные пути. То есть уже и ГИБДД подключается. Но вполне логично, если транспортная милиция будет контролировать всю территорию трех вокзалов. В ближайшее время мы намерены начать подобный эксперимент на Казанском вокзале. Затем на очереди - весьма проблемные объекты: Курский, Киевский вокзалы. Так что работы много и расслабляться некогда.

Владимир ПОПОВ. "Гудок",16.07.03




Похожие по содержанию материалы раздела: Коварные счета У террористов - тактика народовольцев... УЧИТЕЛЯ БУДУТ ИСКАТЬ ТЕРРОРИСТОВ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКОВ Опасные "Сюрпризы" ПЕНТАГОН НИКТО НЕ ТАРАНИЛ? Террористы-поддельщики У СИЛОВИКОВ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПЛОХАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.Константин ПОЛЕСКОВ Жизнедеятельность в опасности Первые попытки ПРОВЕРЯТЬ ШКОЛЬНЫХ ОХРАННИКОВ БУДЕТ МИЛИЦИЯ Угроза терактов остается реальной Британские тюрьмы поделили по уровню обслуживания КАССИР ОБОГАЩАЛАСЬ, ПРЕВРАЩАЯ ДЕНЬГИ В МУСОР СТОЯНОЧНЫЕ ЗЛОДЕИ Безопасность на заоблачной высоте ВОЗВРАЩЕНИЕ КВАРТАЛЬНОГО "КАМАЗЫ" ВМЕСТО ПОЯСА ШАХИДА, А ОЛИГАРХИ ВМЕСТО ТЕРРОРИСТОВ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ НАЖИВКИ Как украсть гигабайт О ГЛАВНОМ

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация