Главная страница - Публикации

Горят на работе



Сегодня специальная правительственная комиссия обсудит состояние школ накануне учебного года с точки зрения их пожарной безопасности. После двух апрельских трагедий - дети погибли в пожарах в школах Якутии и Дагестана - тема обрела особый смысл. Члены комиссии, сформированной под эгидой Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС), в которую входили представители Минобразования и регионов, посетили за 3 летних месяца 112 тысяч (!) школ, детских садов, интернатов и т.д. по всей стране, включая самые отдаленные. Выводы комиссии неутешительны. Кто виноват в этом, как это исправить, каково совмещать работу спасателя с партийными обязанностями - об этом министр по чрезвычайным ситуациям, член Высшего совета "Единой России" Сергей ШОЙГУ рассказывает обозревателю "Известий" Светлане БАБАЕВОЙ.В 2002 году больше всего пожаров в учебных заведениях произошло в Красноярском (54), Краснодарском (41), Алтайском (27) краях, Омской (27), Тверской (17) и Воронежской (14) областях. Среди вузов в лидерах - Уральский государственный технический университет (11 пожаров и возгораний) и Марийский (10 случаев). В первом полугодии этого года, по данным МЧС, зарегистрировано 847 пожаров: погибли 59 человек. Каждый пятый пожар произошел из-за неправильной эксплуатации электрооборудования, три четверти всех пожаров - из-за неосторожного обращения с огнем.Вот основные "пожарные" проблемы школ: не исправны или отсутствуют системы пожарной сигнализации, нет первичных средств пожаротушения, глухие металлические решетки на окнах и т.д. Особенно плохи дела, утверждает комиссия, в школах и интернатах для детей-инвалидов, умственно отсталых, с физическими недостатками. "Крайне неблагополучное положение дел" в Сибирском округе: там уже приостановлена эксплуатация 250 школ, в Северо-Западном округе - 210. Даже в Москве 682 "объекта образовательных учреждений" не удовлетворяют пожарным требованиям. К середине августа были "не готовы к началу учебного года" свыше 5 тысяч учебных заведений в Башкирии, почти 2 тысячи в Иркутской области, свыше 1700 в Кировской, 600 в Бурятии и т.д.Без изменений с 1948 года.- Какова сегодня ситуация с пожарной безопасностью в школах?- Государственная противопожарная служба занималась данной темой не только в этом году. Проверяли, делали предписания, требовали. Видимо, недостаточно. На Руси так заведено: серьезно начинают думать, только когда петух клюнет. Халатностью руководители всех уровней довели школы до такого уровня, что погибли дети. Мы проверили все школы, не выбирая лучший-худший регион. В самом плачевном состоянии сельские школы. Все понятно: не хватает денег, ресурсов. Но мы говорим: сделайте хотя бы тот минимум, который вы обязаны делать. Было несколько десятков тысяч предписаний, предлагалось устранить почти миллион недостатков. И свыше 600 тысяч недостатков устранено.- Как люди реагируют на ваши рекомендации и что вас раздражает в их ответах?- Реагируют по-разному. Первое, что отвечают: нет денег. Хотя на бесконечные ремонты, установку решеток и т.п. деньги находят. Если денег мало, надо выбирать приоритеты. А раздражает то, что некоторые пытаются использовать эту тему в политических целях. Нам говорят: чего вы только сейчас пришли, попиариться на этом хотите? Более циничных вещей я в жизни не слышал! Или вот, говорят, в 1948 году при пожаре в минской школе во время новогоднего бала погибло больше ста человек, но таких-де драконовских мер не принимали. А чего, мол, сейчас? Плохо, что не принимали. А если так будут относиться к безопасности, мы и дальше будем проверять, штрафовать, привлекать к ответственности.- Но все же что-то предпринимается, было сделано?- Безусловно. Сейчас 30 тысяч населенных пунктов, особенно на селе, вообще не охвачено системой пожарной безопасности. Цифра ужасающая. Мы начали поставлять туда пожарные машины и, пока в порядке эксперимента, спецмотоциклы. Так, в деревне под Новосибирском стоит такой мотоцикл, есть ответственный. Если что-то случается, он едет и оказывает первую помощь. В этом году планируем оснастить спецтехникой 1000 населенных пунктов.- Эту технику разворуют еще до того, как пожар начнется...- Первые месяцы эксплуатации показывают, что не воруют, а техника эффективно работает. Сейчас главное - чтобы после 1 сентября работа не останавливалась. Мы сейчас по всем тем 6 тысячам школ, о которых я говорил, выставляем требования с конкретными сроками исполнения: оборудовать пожарную сигнализацию, проверить системы пожаротушения, предусмотреть запасные выходы, обучить взрослых, провести тренировки со школьниками и т.д."Если сообщим, куда летим, - нас посадят...".- Давайте поговорим о других, увы, не менее печальных темах. Два дня назад вы вернулись с Камчатки, где погибли сахалинский губернатор и его команда. Вы - глава госкомиссии по расследованию. Что вы можете сказать уже сейчас?- Предварительный доклад мы представим в ближайшие дни. Окончательный будет через месяц. За это время мы должны проверить и либо отвергнуть, либо подтвердить самые невероятные причины катастрофы, начиная от попадания птицы в двигатель и заканчивая вмешательством пассажиров.- Пошли разговоры: слишком часто губернаторы стали гибнуть, в том числе в вертолетных катастрофах.- Знаете, говорить прежде всего нужно о нашем разгильдяйстве, об усилении ответственности экипажей и компаний-перевозчиков! Экипажи должны, на мой взгляд, нести уголовную ответственность за невыполнение инструкций по полету. Инструкции эти написаны кровью, и их надо выполнять - хочется этого заказчику или нет.- Представляете, что будет с летчиком, если он отодвинет, например, вице-губернатора и скажет: "А вам придется полететь следующим бортом, у меня перегруз"?- Если он будет знать, что ему грозит уголовная ответственность, когда его поймают на нарушении правил, обнаружат, что он произвольно изменил маршрут или полетел с перегрузкой без доклада, думаю, это повлечет за собой и ужесточение дисциплины. Второе. Я абсолютно убежден: нужно сокращать число авиакомпаний, которые допускаются к перевозкам людей, независимо от того "VIР-пассажиры" это или нет. А в отношении оставшихся ужесточать надзор за техсостоянием парка, подготовкой экипажа, обслуживающего персонала. И третье. Надо усиливать уголовную и административную ответственность пассажиров за вмешательство в действия экипажа.Сейчас в Красноярске идет процесс, и там говорят: Лебедь приказал, есть свидетели... Все может быть. Но за жизнь пассажиров, летчиков несет ответственность в первую очередь экипаж и его командир. Это записано в Чикагской конвенции, во всех правилах и инструкциях. И это нормально, когда командир говорит кому-то независимо от поста и должности: "Извини, я не могу этого сделать, потому что я отвечаю за вашу жизнь". Представьте себе - сейчас уже об этом уверенно можно говорить - вертолет взлетает, а экипаж говорит неправду.- Вы имеете в виду случай на Камчатке?- Да. Он взлетает и говорит: "Лечу туда", а на самом деле летит под 90 градусов совсем в другую сторону. Не запрашивает метеообстановку в том районе, чтобы не "засвечивать", куда летит, говорит диспетчерам: "Лечу на высоте 1350", а фактически - 700.- Почему?- Потому что один, скажем так, из заказчиков борта решил показать губернатору местные красоты... А на это цепляется остальное: диспетчеры, к примеру, не знают, что он идет в том районе, и могут вести там пассажирский самолет или другой вертолет. То есть создается опасность не только для данного вертолета, но и для пассажиров борта, который может оказаться рядом! И получилось: летим туда, не знаем куда. Метеосводки нет, диспетчерского сопровождения нет, а мы летим. При этом, как следует из внутренних переговоров, тихо материм того, кто нас туда направил... Из переговоров слышно, что один говорит: "А может, все-таки сообщим, что мы туда летим?" А другой отвечает: "Сообщим - нас немедленно посадят".- На землю или в тюрьму?- К сожалению, теперь уже никто этого не узнает. Если б сообщили...После катастрофы с губернатором Лебедем были приняты серьезные меры. Вышел приказ Службы гражданской авиации, какие компании могут быть допущены к перевозке пассажиров, его продублировали все ведомства. А дальше - выполнение приказа. Компании, на вертолете которой летел губернатор Сахалинской области, в этом перечне нет. Надо сокращать число компаний. Одна конкурирует с другой, старается получить клиентов за счет дополнительных услуг. А услуга-то оказалась смертельной..."Я по профессии не политик".- Вы говорите: нужно усиливать ответственность, менять закон, менять отношение людей к безопасности. У вас мощный партийно-думско-министерский конгломерат: вы - один из руководителей партии, которая обладает немалыми ресурсами в стране и внушительной фракцией в Думе, в этой же партии ваш коллега, в чьей компетенции - уголовные и частично административные правонарушения, большая сфера контроля за правоприменением. Вот и займитесь нормами права и поведения, убеждайте людей изменить отношение к дисциплине, следите за исполнением приказов, разработайте партийные программы. Все лучше, чем против иракской кампании митинговать... А вы говорите так, как будто мы находимся в середине 1990-х, все ползет по швам, Дума неработоспособна, губернаторы - почти цари, и ничего не работает, включая систему ответственности...- Это у вас, журналистов, так глаз "заточен". Партия и наша фракция в Думе занимаются многими важными и полезными делами. Только в этом году наша фракция вышла с инициативой и провела более 20 жизненно важных законов. Не все успели. Но мы будем бороться дальше. Но на положительные примеры журналисты не обращают внимания. А для меня вопрос стоит по-другому: когда ты ничего не сделал, тебе не надо и отчитываться о сделанном. Гораздо проще врать - ты же еще ничего не сделал, а только обещаешь сделать. Вот я смотрю сейчас рекламные ролики по телевидению - одно обещание краше другого! Я знаю многих из героев этих роликов, видел, какие решения они принимали, как потом реализовывали. Про нас говорят: мы претендуем на номер один. Да, потому что мы делаем что-то. Плохо? А что же вы не сделали лучше? Была возможность не развязывать бойню в разных точках тогда еще Союза, была возможность внедрить программу "500 дней". Что же вы все не воспользовались этими возможностями?- Это вы поэтому выбрали тактику ничего не говорить на тему политики, а комментировать исключительно чрезвычайные ситуации, относящиеся к компетенции министерства, причем желательно не с трибуны, а в камуфляже на завалах?- Я по профессии не политик и никогда не стремился им стать. А то, что я все-таки политикой занимаюсь, это от того, что надеюсь изменить жизнь к лучшему. Но говорить о политике не люблю. А о профессии... Во-первых, это бывает необходимо, а во-вторых - да, могу много и с удовольствием.- Вы не думаете, что ваша тактика может оказаться порочной: на вас же потом спишут все ошибки и ЧП?- На нас и так многое списывают.- Как на министра или как на партийца?- Нападают как на министра, а покусать хотят партию.- Как складываются ваши отношения с коллегами по партии? Некоторые утверждают: поскольку партийный рейтинг во многом держится на вашем, у остальных это вызывает раздражение.- Мои отношения с коллегами строятся абсолютно нормально. А к рейтингам я вообще отношусь скептически. Ведь это тоже своего рода выборная технология. К тому же есть рейтинги настоящие, а есть - надуманные... Я никогда не работал на собственный рейтинг. И не собираюсь врать и кому-то подыгрывать: ходить в драных ботинках и ездить на работу на мопеде. Но и обратного не буду делать - говорить, что у меня дом за 6 миллионов долларов и бассейн с русалками.70 тысяч жизней.- Кстати, про ваше ведомство часто говорят: хорошо пиар построен. И про вас говорят, что вы ответственно к этому подходите...- К информированию о работе ведомства - да. Сегодня мы спасаем людей почти втрое больше, чем в начале 1990-х. Только за прошлый год - 70 тысяч спасенных жизней. Почему люди не должны об этом знать? Ведь они должны нам доверять. Конечно, любой человек и любое ведомство не хочет выпячивать негатив. Но на реальную критику мы не обижаемся и, бывало, благодаря прессе узнавали о негативных моментах в одном из наших подразделений. Реагировали немедленно.- По поводу вашей работы в Кармадонском ущелье сейчас раздаются нарекания со стороны родственников погибших. Скоро годовщина трагедии. Можете ли вы что-то им сказать?- Я бы не хотел снова рассказывать про то, какие средства были затрачены, сколько людей было задействовано, техники. Это наша работа. Скажу лишь одно: наши люди сделали даже больше того, что должны были сделать. Если бы оставался хоть один шанс из миллиона, работы бы продолжались. Уверен: через год-два, когда отступит лед и выяснится вся правда, некоторым будет неловко за то, что они говорили...- Продолжим тему работы министерства. Если брать цифры финансирования, которые заложены на вашу сферу в бюджете, то они у вас на порядок меньше многих силовых ведомств. Как это вам удается - большие внебюджетные резервы или какие секреты? При этом большинство считает, что ваши службы работают гораздо эффективнее.- У нас существует строгая система распределения бюджета. Ежемесячно проходят лимитные комиссии, все протоколируется. Вот сейчас наши люди работают на тушении пожаров во Франции. И в одном издании нас уже обвинили: что это они богатой Франции помогают! А мы подсчитали: на заработанные там деньги купим новый несущий винт для Ми-26. А внебюджетный источник у нас один, но эти деньги идут только на помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и покупку квартир спасателям, пожарным, военнослужащим. Это закон.- Недавно вы добились, чтобы в МЧС начался эксперимент по оплате труда. Чтобы вы имели право оставлять столько людей, сколько нужно для выполнения работы, и платить им столько, сколько они заслуживают. Как продвигается идея?- Это намного важнее всего того, что вы спрашивали про политику. Мы доложили свои предложения президенту, он нас поддержал. В ближайшее время, надеемся, выйдет соответствующий указ. Необходимые документы мы передали, расчеты провели. Нас поддержал и председатель правительства, где сейчас тоже обсуждается идея изменения оплаты труда в органах исполнительной власти. Мы уже сократили свой центральный аппарат на 37%. Качество работы от этого уж точно не ухудшилось. Но мы не сокращали и не будем сокращать спасателей, блок предупреждения, блок реагирования. Чтобы поднять зарплату в два раза, центральный аппарат нужно сократить на 46-47%. Повторяю, только аппарат, спасателей это не коснется, их зарплаты по-прежнему будут расти. Они уже сегодня значительно выше, чем в центральном аппарате.- Вы любите повторять, что вам нравится быть министром, работать именно в этой сфере. Всю жизнь заниматься пожарами и потопами? Кем вы себя видите, скажем, через 5-10 лет?- Если честно, то, конечно, есть усталость. Не от работы, а от постоянных встреч с горем людским... А через 5 лет... Иногда мне хочется взять большой-большой грузовик, ездить на нем по всей планете и зависеть только от себя... Или стать мэром маленького уездного города...- ...В котором никогда не бывает денег, все давно уехали, а оставшиеся спились...- ...И чтобы потихоньку люди начали заниматься своим делом, а городок оживал...

"Известия",29.08.03




Похожие по содержанию материалы раздела: Пожарный расчет "Илим Палп" против закона и здравого смысла Уроки операции "Тройка" Взрывы в Москве и Моздоке организовал верховный имам ваххабитов. Твоя первая эвакуация В школу пойдут через "рамку" ПРОСТО НАБЕРИТЕ 01 Гражданский долг платежом красен Последняя электричка - досье Дальше будешь Презумпция виновности ...И четыре колеса Microsoft раскрыла тайну активности хакеров Езда без правил. Охрана высокопоставленных чиновников не терпит шаблона, считает генерал Нордман ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР: Ближний круг: охрана Главный финансист ЛУКОЙЛа захвачен неизвестно кем неизвестно зачем

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация