Разработку HPEMS изначально финансировал корпус морской пехоты США (U.S. Marine Corps). Однако сейчас Eureka Aerospace принимает финансовую поддержку и от государственных учреждений.
Полностью доработанная система (а её выпуск в компании планируют начать примерно через полтора года) будет использоваться дорожной полицией и таможенниками.
Первые смогут остановить с помощью этого устройства слишком уж "скоростных" водителей (предварительно воспользовавшись радаром) или прекратить погоню. Вторые будут иметь возможность предотвратить несанкционированное проникновение через пограничные контрольные пункты.
Новинка, несомненно, найдёт применение и как защита небольших военных баз, конвоев, узлов связи, а со временем и более крупных объектов, например, нефтяных платформ в открытом море.
Система представляет собой прямоугольное устройство (в длину около двух, в ширину меньше одного метра) весом 91 килограмм. При создании прототипа в качестве подопытной (полицейской) машины, к крыше которой крепится HPEMS, использовали Ford Crown Victoria — именно такими авто оборудован парк полицейского управления Лос-Анджелеса (LAPD), где происходила оценка новой технологии.
По словам Джеймса Татояна (James Tatoian), исполнительного директора Eureka Aerospace и руководителя проекта, на данный момент новинку уже протестировали на различных автомобилях, правда, в это время они стояли на месте. В списке такие машины, как Chevy Lumina и Nissan Maxima, грузовик Dodge, Ford Taurus и внедорожник Toyota 4Runner.
Принцип действия устройства состоит в следующем. Генератор переменного тока полицейской машины является источником питания HPEMS, которая создаёт импульсы энергии длительностью в 50 наносекунд. Затем они с помощью 16-ступенчатого генератора Маркса усиливаются до напряжения 640 киловольт.
Потом осциллятор преобразовывает их в микроволны, а специальная антенна направляет в сторону машины нарушителя. Так как металл экранирует излучение, то микроволны достигают своей цели, "просачиваясь" через ветровое стекло и окна, решётку радиатора или в промежутки между кузовом и складной крышей, а также между кузовом и капотом.
Под воздействием электромагнитных волн микропроцессоры, контролирующие работу двигателя, например, электронный блок управления зажиганием и топливная форсунка, быстро приходят в негодность, и двигатель останавливается. При этом водитель (если он не слишком перепугается) сохраняет рулевое управление и может тормозить.
Таким образом, HPEMS не справится со своим предназначением только в одном случае: при отсутствии электронных блоков управления, которые автопроизводители стали внедрять лишь в 1972 году.
Времени воздействия импульса (напомним, всего 50 наносекунд) достаточно, для того чтобы с одной попытки остановить машину, находящуюся в 15 метрах от источника излучения. Сейчас Татоян и его сотрудники работают над дальнейшим уменьшением габаритов системы и планируют увеличить "дальнобойность" устройства до 200 метров.
Что важно, за 50 наносекунд не пострадают люди (если преступников полицейским не жалко, то не стоит забывать, что в определённой ситуации в автомобиле могут оказаться заложники), не успеют нагреться различные металлические предметы и жидкости внутри машины-жертвы.
Ещё одним плюсом устройства, работающего днём и ночью в любых погодных условиях, является возможность выбора полицейским места остановки машины. При некоторых обстоятельствах это может сберечь жизни невинных людей, а также не позволит преступнику сбежать.
Однако есть и недостатки. Если устройством придётся воспользоваться в достаточно людном месте, например, возле торгового центра, то велика вероятность, что в спешке погони полицейские могут "промахнуться" и высокочастотный импульс повредит микропроцессоры лифтов, перевозящих людей, или электронные схемы кассовых аппаратов и банкоматов. Такие действия могут привести к неприятным и даже драматическим последствиям.
Кроме того, Eureka Aerospace не упоминает о том, проверяли ли воздействие излучателя на самих полицейских. В случае если они будут работать с ним каждый день в течение продолжительного времени, вполне возможно, что источник СВЧ-излучения (даже узконаправленный) окажет негативное влияние и на их здоровье.
Как только учёные закончат работу и все проверки системы для машин, в Eureka Aerospace планируют изменить технологию, чтобы создать более крупное и мощное устройство с 5-километровым радиусом действия.
Этот прибор – заказ командования корпуса морской пехоты США (MARCORSYSCOM) и управления начальника штаба ВМС США (OPNAV).
И хотя о стоимости HPEMS пока не говорится ни слова, весьма вероятно, что в ближайшем будущем новинка будет медленно но верно внедряться как правоохранительными органами, так и различными службами безопасности. Возможно, повсеместное её использование несколько остудит пыл правонарушителей, ведь известно, что большинство тех, кто пытается оторваться от преследования полиции, никогда раньше не делал ничего подобного.