Главная страница - Исследования в области безопасности

15% украинских мостов могут рухнуть



Пробки, жара, пыль, выхлопные газы, нервы. Это столичные мосты Патона, Московский, Южный – далеко не худшие в стране. Украинское мостовое хозяйство находится далеко
не в самом лучшем состоянии. Последним крупным происшествием, связанным с обрушением моста стала трагедия в американском Миннеаполисе. Авария унесла жизнь семерых людей. На восстановление моста будет затрачено, по меньшей мере, $250 млн.

Однако реальная цена происшествия намного выше – это страх. Страх за то, что государство не может обеспечить безопасность своих граждан. Развитие ситуации в Америке несложно предугадать – причины обрушения будут найдены, виновные будут наказаны, N-ная сумма долларов будет выделена из бюджета на проверку проблемных объектов и профилактику подобных происшествий в дальнейшем. Однако какие выводы из американской трагедии может сделать наше государство? Пока напрашивается только один ответ – мосты не могут держаться на «честном слове» вечно.

Хороший проект…

«Все говорят о том, что у нас много аварийных мостов. Но, у нас они не падают. Это о чем-то говорит», – описывает ситуацию высокопоставленный чиновник службы автомобильных дорог «Укравтодор». Он не одинок в своем оптимизме. По словам квалифицированных экспертов, отечественные мосты более безопасны из-за консервативных подходов к проектированию. «Вся наука о мостостроении в Америке финансировалась частными фирмами под себя. В Советском Союзе финансирование науки происходило централизованно. Может, конечный результат был не настолько эффективен как на Западе, но делались достаточно широкие проработки всех аспектов проектирования. Кроме того, проектирование больших мостов позволялось только трем организациям в Союзе. Поэтому этой сложной работой постоянно занимался очень ограниченный круг лиц.

Людей, которые в Украине могут спроектировать мост через Днепр, можно сосчитать на пальцах двух рук», – рассказывает главный инженер проектировочной компании «Союзтранспроект» Игорь Тюленев.

Если верить отечественным экспертам, некоторые наши мосты выигрывают перед западными по многим параметрам. «Много отечественных мостов строилось после войны. Конечно, техника того времени была не очень развита и мосты возводились из небольших элементов. То есть, несущих балок было много, все они были относительно легкими, и выход из строя одной из них не влиял на мост в целом», – рассказывает собеседник «24» в «Укравтодоре». Однако «стоять хоть миллион лет», как заметил «24» один из экспертов, мосты могут только при одном условии – если по ним никто не ездит. В противном случае – их надо регулярно ремонтировать.

…Плохой уход

«Если выполнять необходимый регламент работ, прописанный в официальных документах, то мосты могут служить достаточно долго – до 100 лет. Однако, при этом покрытие надо будет менять каждые 7 лет, гидроизоляцию – каждые 15 лет и так далее», – продолжает г-н Тюленев. Однако именно этого ухода отечественным мостам ой как не хватает. Если верить специалистам, то из 30 тысяч украинских мостов самые безопасные объекты находятся на балансе «Укрзалізниці». «В реконструкции нуждаются менее 2% железнодорожных мостов. Всего же в Украине их около 35% от общего количества. Автодорожных мостов в Украине около 50% и в срочном ремонте нуждаются около 13%», « рассказывает патриарх отечественного мостостроения, главный инженер института «Киевсоюздорпроект» Георгий Фукс. В срочном капремонте нуждаются все городские мосты, находящиеся на балансе коммунальных служб, в том числе и 4 киевских мостовых перехода через Днепр. «Положение с мостами бедственное. И никто не может найти пути финансирования проектов ремонта и реконструкции. Американцы подсчитали, что для того, чтобы привести свои мосты в человеческий вид, им необходимо около $75–80 млрд. ежегодно. А их обижают, дают «только» 60 млрд. А у нас где-то 15% мостов находятся в непригодном для эксплуатации состоянии. И для их ремонта необходимы миллиарды долларов. Хотя бы десятую часть того, что тратят на свое мостовое хозяйство американцы», – сетует г-н Фукс. Сейчас для ремонта автомобильных мостов «Укравтодору» выделяют около 200 млн. грн ежегодно.

Мешает и отсутствие четкой системы мониторинга за состоянием мостов, и служб эксплуатации. «Серьезная служба эксплуатации есть на железной дороге. В Германии, например, существует аналогичная служба для автобанов. Пройдет дождь – на мост выезжает работник службы. Если он видит лужу, то обводит ее по контуру. Потом приезжают рабочие и выравнивают покрытие. Следят за тем, не нарушена ли изоляция, есть ли протечки воды. Вот и стоят мосты 50-х годов постройки в почти идеальном состоянии», – говорит г-н Тюленев.

Кто не рискует, тот стоит в пробках

Впрочем, проблема финансирования – это только одна сторона медали. Существует еще одна причина, по которой ремонт тех же киевских мостов в данное время невозможен. «Капитальный ремонт одного из мостов требует его закрытия на более или менее короткий срок. Вы представляете, что будет, если закрыть какой-либо киевский мост?

Случится транспортный коллапс. Сейчас самый старый мост в Киеве – мост Патона. Он крайне нуждается в ремонте. Но для этого он должен быть закрыт на 2–3 года. А любой другой киевский мост – если не на годы, то на месяцы», – рассказывает главный инженер «Киевсоюздорпроекта». Для того, чтобы ремонтировать существующие мосты, надо строить новые. Однако, этот процесс идет слишком медленно. Например, постройка Подольского мостового перехода стоит около $1 млрд. и длится уже несколько лет. «Но, даже если мост будет построен, он не решит всех проблем. Сейчас Московский мост пропускает около 120 тыс. автомобилей ежедневно. При том, что рассчитан он только на 60 тыс. К тому времени, как мы закончим строительство Подольского моста, поток по Московскому возрастет до 150 тыс. Даже при самых оптимистических прогнозах после пуска Подольского моста нагрузка на Московский составит не менее 100 тыс. авто», – говорит г-н Фукс. Не приходиться надеется и на строящийся сейчас Дарницкий мост. По расчетам специалистов, даже без закрытия существующих переходов через Днепр для решения транспортной проблемы в Киеве необходимы 5 новых мостов. Однако, у Киева, как у старого исторического города, просто нет необходимых свободных выходов к Днепру – большинство из них придется «прорубать» через чей-то дом или исторические постройки.

Замкнутый круг

Пока что ситуация со столичным и украинским мостовым хозяйством напоминает замкнутый круг. Из-за необдуманной политики застройки столичные власти загоняют жителей в транспортный капкан. То же самое можно сказать и об Украине в целом. Эксперты говорят , что пока угрозы обрушения мостов нет. Однако гарантировать что-то на несколько лет вперед, не берется никто. Пока что власти могут делать выводы, основываясь на чужих трагедиях – как в Миннеаполисе. Но когда украинские мосты начнут сыпаться так же, как начали сходить с рельс украинские вагоны, оправдываться будет намного сложнее.

Закрытие на ремонт хотя бы одного моста вызовет транспортный коллапс в любом крупном городе страны

Справка «24»

Крупнейшие трагедии, связанные с обрушением мостов

07.02.2007 - На юго-востоке Турции в провинции Шанлиурфа в реку упал грузовик, перевозивший приблизительно 40 человек. Причиной аварии стал обвал моста, через который ехал грузовик с крестьянами.

22.05.2000 - В США более 100 человек, включая детей, получили травмы в результате обвала пешеходного моста в городе Конкорд (штат Северная Каролина).

05.03.2001 - В Португалии из-за обвала моста погибло 70 человек – пассажиры туристического автобуса и водители двух легковушек. Мост соединял два населенных пункта – городки Кастело-де-Пайва и Пенафиэль в сорока километрах от Порту, второго по величине города страны. Причиной катастрофы стало разрушение одной из опор старого моста из-за сильных ливней.

04.10. 2001 - В Грузии 9 человек, в основном дети и женщины, погибли в результате автоаварии на одном из мостов в Кодорском ущелье. Грузовик типа КАМАЗ с 20 пассажирами и грузом для пограничников направлялся в ущелье, когда первый же мост после Сакенского перевала, не выдержав груза, провалился в горную реку.

Сергей Высоцкий, http://24.ua




Похожие по содержанию материалы раздела: Сироты найдут родителей через Интернет На Остоженке продолжается разбор обрушившегося здания Сегодня отмечается праздник святого покровителя Интернета Исидора Севильского Каждый пятый начальник читает ваш e-mail Новые радиоканальные оповещатели компании Satel для систем охранной сигнализации Запущено серийное производство РЛС охраны периметра и территории объектов Orwell 2k-Radar Компания «Антивирусные решения» демонстрирует комплексное решение информационной безопасности офиса на платформе Microsoft Новый прибор поборол рак мозга В красноярской исправительной колонии появился видеотелефон "Лаборатория Касперского" сообщает о выходе новой версии Kaspersky Mail Gateway 5.6 Компания «Вокорд» подписала соглашение о сотрудничестве с компанией Cognitec Systems GmbH Кибератаки приравняют к физическому нападению Начало продаж новых плат видеоввода Ewclid Группа компаний «Информзащита» объявляет о выходе защищенной операционной системы spanustVerse Linux XP Desktop Разработана технология распознания агрессивного водителя Беспилотный самолет будет наблюдать за подозрительными лицами "Лаборатория Касперского" публикует квартальный аналитический отчет "Спам в первом квартале 2008 года" Крупнейшие бот-сети ежедневно рассылают 100 миллиардов спамерских писем Новая скоростная купольная камера AXISс мощным трансфокатором

(c) 2008
Видеонаблюдение,
охранная и
пожарная сигнализация